Эволюция образа святого

10/28/2022, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «VESPERUS» (Вечерняя звезда) образ св. Доминика в представлении братьев в XIII веке, Вступление.

Образ каждого основателя или реформатора ордена, каким его представляли его духовные сыновья, между IX и XIII веками менял свое значение. Зависело это от развития взглядов на тему обновления монашеской жизни.

В эпоху Каролингов повсеместно принялось убеждение, что монашеский чин один, одинаковый для всех – бенедиктинский. Св. Бенедикт Анианский* когда писал свою Concordia regularum не желал ничего иного, как только обновления практики бенедиктинского устава. Образ реформатора скрывается под образом патриарха монахов Запада.

В свою очередь в XII веке св. Стефан из Мюре, вдохновитель устава Грандмонт, утверждал, что является продолжателем еще более достославного универсализма. Он советовал братьям, чтобы тем, кто спрашивает или обвиняет их в новшествах, отвечали: «Мы выводим себя из первого и основного христианского устава, а именно из Евангелия, которое является источником и принципом всех уставав». Св. Стефан оканчивает словами: «И не понимайте это таким образом, что я рекомендую себя или что вас рекомендую, потому что вам говорил!» Образ основателя никогда не определяет его сыновей. Монахи из Грандмонт являются «убогими Христа».

Совершенно иной была ментальность двух первых нищенствующих орденов. Новаторство, особа и образ основателя уже нельзя было укрывать или хотя бы затушевать. Совсем наоборот, они были до такой степени экспонированы в определении призвания ордена, что ордена и их членов будут со временем называть по имени основателя: Орден св. Доминика, Орден св. Франциска, и даже доминиканцы и францисканцы**.

Это следовало, прежде всего, из изменения оценки того, что называли novitas – новшеством. Еще вначале XIII века новшество было определением негативным, но вскоре приобрело позитивное значение. То же самое относится к терминам novus и modernus. В следующим веке изменения пойдут еще дальше, и этот термин станет причиной привлекательности via moderna Вильгельма Оккама.

Это связано с всеобщим развитием орденов. Идея радикального отделения от мира, которая противопоставляла manasterium – град Божий и город мира сего, благодаря григорианской реформе мысль эта была дополнена служением милосердия во всем христианстве, увенчанием которого является папская монархия. Такое сопоставление ведет за собой мотив разнородности «монашеских чинов», согласно разнообразию христианских служений. За теоретически одним монашеским орденом скрывается разнообразие христианских орденов – рыцарских орденов, орденов занимающихся освобождением невольников, орденов принимающих паломников или бездомных, опекающим приюты для больных или прокаженных, строящих мосты и т.д. Среди них были естественно и проповеднические ордена.

Ордена отличались друг от друга не только видом деятельности. Разнообразие обязанностей нашло свое отражение во всех элементах их жизни, и даже в способе привлечения новых членов. Вело это за собой весьма оригинальное законотворчество и требовало собственных источников инспирации. В этих условиях особа основателя выходила на первое место. А это в свою очередь находило отражение в его образе среди братьев.

Очевидным является и то, что в образах св. Франциска и св. Доминика вырисовываются еще более особенные черты, по мере того как это образы отличаются, и даже противопоставляются друг другу оба ордена в их подобном христианском служении. Приступим же к анализу такого образа на примере св. Доминика, исследуя по очереди культ, главные места, где твориться образ среди братьев, и наконец, его наиважнейшие средства исполнения и содержания.

* Бенедикт Анианский (лат. Benedictus Anianensis; ок. 745/750 — 12 февраля 821) — бенедиктинский монах и франкский государственный деятель, автор орденского устава о реформировании монастырских правил в сторону усиления аскетизма монахов и ограничения их вольностей. Бенедикт боролся против ереси адопционистов, также он способствовал распространению каролингского минускула. Будучи советником Людовика Благочестивого в бытность последнего сначала королём Аквитании, а позже и императором Запада, Бенедикт являлся одним из крупнейших деятелей Каролингского возрождения. Святой католической церкви.

** Уже в 1245-1247 годах в Агоста на Сицилии, некая дама, говоря о проповедниках, называла их «братьями св. Доминика (Legenda Constantini, 120). Братья покаяния, связанные с доминиканцами, получили в 1285 году официальное название Ordinis de penitentia s. Dominici. В 1325 монахинь из Пуасси называли Ordinis s. Dominici. К самим Братьям Проповедникам название «доминиканцы» пристало довольно поздно. Мандоне, как на первый, хоть не точный случай, указывает на использование названия «доминиканец» в актах синода в Руан (а в действительности в Реймс) в 1292 году. Название Fra dominican, использовал Антонио Пуччи (†1373). Повсеместное распространение этого определения является еще более позним.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий