Проповедь De tempore в двадцать первое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Erat quidam regulus, cujus filius infirmabatur (Ин 4,46).
В этой евангелии мы можем отметить три вопроса. Во-первых, что означает царедворец. Во-вторых, кто является его больным сыном. В-третьих, каким образом больной был исцелен.
Если речь идет о первом вопросе, то обрати внимание, что означает царедворец. Так вот, это – человек, который должен властвовать над двумя провинциями и должен ими управлять, если хочет после этой жизни царствовать с Христом в небе, где все мы будем царями. Первая провинция – это тело, вторая – душа. В телесной провинции есть пять городов, то есть пять чувств.
Если же ты – царь, то властвуй над первым чувством, то есть над очами, так как над первым городом, чтобы не направлял их на то, что преходяще или непозволительно. Плохо стерег этот город царь Давид, который прогуливаясь в своем доме, увидел купающуюся Вирсавию (ср. 2Сам 11,2) и воспылал к ней любовью. Позвал ее в свой дом и совершил с нею прелюбодеяние, а потом и убийство (2Сам 11,3-27). Воистину, если бы не взглянул на эту женщину и сделал этот город непреступным, не совершил бы таких грехов.
Если ты царь, то властвуй также над своими ушами, чтобы не слушал с охотой клевету или бесстыдные слова. Псалом гласит: Положи, Господи, охрану устам моим! (Пс 140,3). Этот город также следует внимательно стеречь.
Если ты царь, то управляй также твоими устами, чтобы не произносили лживых и дерзких слов. Это город даже еще больше следует стеречь, ибо говорит святой Иаков, что всякое естество зверей и птиц… укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык полностью укротить (Иак 3,7-8) в совершенстве. Поэтому один святой, видя, что язык его не обуздан и что часто он наносит языком обиды, чтобы укротить его взял камень, вложил в свои уста и носил его два года, чтобы научиться молчать и не говорить ненужных слов.
Удерживай также руки от непозволительных касаний. Ибо верно, что плохо владел своими руками Оза. Приблизился он и коснулся ковчега, к которому нельзя было прикасаться. И тотчас руки его усохли (2Сам 6,6-7).
Если ты царь, то властвуй также над пятым городом, то есть – твоим сердцем, храня его от злых замыслов, которые отдаляют душу от Бога.
Истинный же царь должен иметь две черты. Во-первых – должен быть справедливым. Во-вторых – должен быть стойким. Во-первых, говорю, должен он быть справедливым в словах, поступках, а более всего в вынесении судебных приговоров, чтобы каждому воздавать справедливо. Ибо к этому был он призван.
Такое чувство справедливости имел один король по имени Райнольд. Был он таким великим сторонником справедливости в своей стране, что не допускал, чтобы кому бы то ни было причиняли обиду. Когда он лежал больной, ему сказали, что сын его сестры хотел причинить насилие какой-то женщине. Король приказал своим слугам, чтобы его повесили. Слуги, сделали вид, что это выполнили. Юноша, полагая, что дядя смягчился, спустя несколько дней пришел к нему. Король, схватив его, вонзил ему нож в горло и убил его. Когда болезнь усилилась, он позвал епископа, чтобы принес святое причастие. Епископ принес и выслушав исповедь короля, спросил, почему он не исповедал убийство. Король ответил, что совершенно не хочет в этом убийстве каяться. Епископ ответил на это, что, если он в этом не исповедуется, он не уделит ему причастие, и удалился. Король приказал позвать ушедшего назад и сказал ему: «Посмотри, есть ли у тебя Тело Христово в кивории». Когда епископ заглянул в киворий и ничего там не обнаружил, король сказал: «Тот, кого ты не хотел мне дать, сам не отказал мне». И открыв уста показал епископу гостию. Какова же причина этого, если не справедливость, которой требовал король даже от собственного племянника? Посему, если ты охотно говоришь правду, не отрекаешься от правды, к каждому относишься справедливо, тогда ты истинно будешь именоваться царем.
Царь также должен быть стойким, чтобы противостоять врагам и защищать свою землю. Существуют же три врага, которые на нас нападают. Имеют они с собой огромное и храброе войско. О них говорил Давид: избавил меня от врагов, которые были сильнее меня (Пс 17,18). Врагами Давида были медведь, лев и великан. Лев означает дьявола, медведь – тело, великан – мир. Эти цари преграждают путь тем, кто жаждет войти в землю обетованную. Побеждает их Иисус Навин, то есть верная душа с войском добродетелей, закрывая их в пещере адской. Борьба же, которую мы ведем со злыми духами, весьма опасна, ибо злые духи воюют с нами за великие блага, то есть небесные, не за земные блага, то есть почетные, то есть за царства или за почести мира сего, за которые часто воюют цари и князья на этом свете. Злые духи вообще не занимаются этими земными благами, только жаждут лишить нас небесных.
Борьба с ними опасна также потому, что их очень много. Что их очень много, ясно видно на следующем примере. Один святой спросил одного одержимого злым духом, сколько тех, кто был низвергнут с неба. Тот ответил: «Сочти мелкие пылинки, которые видно в солнечном свете». Святой сказал: «Не смогу». Дьявол говорит: «Точно так и нас никто не может сосчитать, ибо нас – несчетное число». Борьба с ними также опасна потому, что они невидимы. Такие враги весьма грозные, поскольку нельзя их заметить. Когда мы полагаем, что они далеко от нас, именно тогда они вблизи нас. Посему борьба с ними опасна.
Примером тому является один епископ, который позвав ленивого слугу, чтобы снял ему туфли, сказал: «Подойди, сатана, быстрее и сними мне туфли». Дьявол ответил: «Вот я». И тотчас ремешки начали развязываться. Так оно и есть, поскольку опасно бороться со злыми духами. Посему Апостол в сегодняшнем послании напоминает нам, что есть у нас оружие против них, то есть добродетели и благие поступки (ср. Эф 6,11).
Посему должны мы облачаться в это всеоружие, чтобы избежать вражеских ловушек. Ибо есть в обычае, что люди, имеющие врагов, всегда ходят вооруженные, хотя никто на них не нападает. Делают же так чаще всего тогда, когда боятся предательства. А ведь наши враги, злые духи – убийцы, которые подстерегают… как лев в логовище (ср. Пс 9,30). Аллегорию этого находим во Второй Книге Ездры (4,10-12). Читаем там, что сыны Израиля, восстанавливающие стены Иерусалима, опасаясь нападений вооруженных людей, которые мешали им в строительстве, одною рукою производили работу, … а другою держали меч (Неем 4,17). «Глосса»: Сыны Израиля означают нас – христиан, которые восстанавливаем руины небесного Иерусалима, то есть наши души, то есть восстанавливаем руины небесные как бы живыми камнями (ср. 1Петр 2,5). Но вооруженные люди, то есть злые духи, мешают нам. Посему станем же, вооружившись против них, держа в руках мечи, то есть знак креста. Тогда ни один противник нас не победит.
Должны мы также вооружиться для того, чтобы мужественно противостоять врагам. Аллегорию этого имеем в Первой Маккавейской Книге (4,26-35). Иуда Маккавей, видя, что Лисий с огромным войском идет на него, тотчас приказал своим людям взяться за оружие. Когда Лисий увидел их вооруженных, испугавшись убежал со своим войском. «Глосса»: Иуда, который был весьма храбрым, был также как бы отцом и защитником Евреев. Представляет он Бога Отца, который видя Лисия, то есть Люцифера, с его войском, то есть с войском искушений, призывает верных себе христиан, чтобы без промедления вооружились. Когда мы вооружимся, тогда всех врагов заставим бежать.
Должны мы также вооружиться, чтобы вернуть утерянные блага. Ибо это – то оружие, которым царство силою берется (Мф 11,12). В это всеоружие были облечены сыны Израиля, когда пришли из Египта в землю обетованную. Читаем об этом в аллегоричном описании в Книге Судей (18,1-29). Когда сыновья Дана не получили удел между другими коленами (ср. Суд 18,1), препоясавшись воинским оружием (Суд 18,11) захватили землю… хорошую (ср. Суд 18,9), где нет ни в чем недостатка (ср Суд 18,10). «Глосса»: Сыновья Дана представляют грешников, которые являются сынами суда, а нем милости (ср. Иак 2,13). Из-за своих грехов они не получили удела, то есть вечного наследия, но потом, взявшись за оружие добродетелей, добывают хорошую землю, то есть царство небесное, которое утратили по причине грехов. Посему, кто будет вооружен этим оружием, то есть добродетелями, а также кто будет ревностно защищал дела души и тела, тот, верно, будет именоваться царем, а не царедворцем.
Сын же царедворца означает грешника, который заболел тогда, когда собирался согрешить, а умирает тогда, когда грех уже совершил. Такой человек должен вернуться ко Христу так, как к лекарю, говоря: Приди, Господи, пока не умер сын мой (Ин 4,49), то есть душа моя. А Он – лекарь, достойный доверия, поскольку исцеляет быстро. Так не поступает бессовестный лекарь, который продлевает болезнь, чтобы увеличить плату.
Он также – лекарь милый, поскольку лечит приятным способом. Больной возненавидит того лекаря, который всегда дает горькие лекарства.
Он также – лекарь необычайный, поскольку воздает тем, кого исцеляет. Воистину, другие лекари требуют щедрого вознаграждения. Златоуст говорит: «Все лекари позволяют умилостивить себя деньгами, Он единственный – молитвой», как это видно на примере этого царедворца.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий