Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава VIII. Его откровения, видения и предсказания, 49.
И поскольку дивный сей Доктор был всем существом устремлён к Богу и преисполнен любви к ближним, то проповеди свои, Богу любезные и народу полезные, он составлял не так чтобы блеснуть красным словцом человеческой премудрости, но глаголал в духе и силе (Лк. 1:17). Избегая погони за благозвучием в выборе предметов и построении речи, служившим более развлечению, чем назиданию, он в той присущей его родным местам простонародной манере, которую не смогли изменить в нём постоянные исступления духа, рассказывал и растолковывал народу душеполезные вещи, отложив тонкие вопросы схоластической науки. И народ слушал его с таким благоговением, словно проповедь его исходила от Бога. Ибо ведь слово не расходилось у него с делом, и не смел он проповедовать ничего, что с Божией помощью не совершил бы.
Он весьма удивлялся – что часто слышали из его уст, – каким образом кто-либо, а прежде всего монашествующие, может говорить о чём-нибудь, кроме Бога и душеполезных предметов. Ведь когда он был ещё совсем юн и кто-нибудь в его присутствии при общей беседе заводил речь о чём-нибудь другом, нежели о Боге и Божиих установлениях, он немедля покидал гостиную или общество, каким бы оно ни было, как если бы его не касались разговоры, в которых не чувствовалось ничего назидательного для ближних; и так же он поступал, если при беседе о Боге говорилось что-либо Его недостойное. И так наполняло его Слово Божие, что он либо общался с Богом в долгой молитве, либо Бог посредством его лекций или книг давал наставления; так что Доктор совершал некий внутренний круг: его дух приводился в движение Богом во время молитвы, и, направляясь от Бога, завершал свой путь в наставлении ближнего, откуда поднимался к Богу в созерцании и молитве и вновь начинал свой замкнутый путь.
Отправить комментарий