Рождение культа

11/08/2022, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «VESPERUS» (Вечерняя звезда) образ св. Доминика в представлении братьев в XIII веке, І. Культ и место возникновения образа св. Доминика. 1.

Следует, прежде всего, помнить, что образ св. Доминика не возник на основе какого-либо творения, которое он мог написать. Он не оставил ничего подобного. Не служил он также припоминанием его деяний в началах формирования Ордена Проповедников или воспоминания каких-либо поступков или примеров из прошлого. Его образ в сознании братьев XIII века касался кого-то живущего, постоянно присутствующего. Представляет личность, которая сверхъестественным образом действует и сейчас. Поэтому формировался он главным образом посредством культа Святого. Поэтому следует уловить его на фоне этого культа. Его рождение и развитие изложим вначале.

Сразу же следует сказать, что убеждение в святости Доминика стоящее у истоков его культа, определилось еще при его жизни.

Было это убеждение в героичности его молитвы, выраженное во многих историях, рассказанных братом, который следил за ним ночью в часовне, хозяйкой, которая застала его на коленях, когда думала, что в это время он спит, приором, который видел его в состоянии экстаза. Убеждение в харизматическом действии Святого Духа в его наиважнейших решениях, предпринятых, когда он был настоятелем ордена, практически физическое ощущение этого присутствия Духа, которое чудесным образом упрощало дело послушания. Непоколебимое рвение апостола, «который казался оживленным большей заботой о спасении людского рода, чем кто-либо иной».

При его жизни братья прибегали к его молитве как к главному, а в некоторых ситуациях даже единственного действенного средства в деле какого-либо брата, монастыря или ордена. Просили его о молитве в том, чтобы раздобыть хлеб насущный, которого как раз не хватало, об исцелении брата необходимого для общины, и даже о воскрешении некоего работника, который погиб под рухнувшей стеной во время ремонта монастыря св. Сикста. Просили об этом не только из-за милосердия к нему или к его близким, но прежде всего из-за страха, что суеверный римский люд не объяснит себе это как знамение, что Бог не хочет Проповедников. Просили о молитве в деле возвращения некоего брата, семья которого вырвала его из монастыря, о молитве поддержки младших братьев в их проповедовании.

Убеждение в святости Доминика и действенности его молитв перешло в культ уже в момент его агонии. Умирающего перенесли в часовню на одном из холмов, окружающих Болонью, поскольку августовский воздух был в городе слишком влажный. Братья просили его помнить о них пред Господом. Когда узнали, что викарий часовни решил удержать тело Святого после его смерти, рассказали о своих опасениях Доминику. «Боже не допусти – ответил он – чтобы я был погребен где-либо как не под стопами моих братьев!» Тогда его забрали на носилках к св. Николаю, боясь, чтобы он не умер по пути. Он упокоился под землей, между двумя алтарями в передней части хора, и будет заступаться за них в небе.

Культ среди люда распространился следом за молитвой братьев. Доминик творил чудеса, благодаря которым росло число вотивных даров. Хотели отгородить могилу и покрыть её драгоценным шелком. Братья были обеспокоены такими проявлениями культа, поскольку они нарушали их молитвы – чтобы подойти к могиле, люди должны было пройти через хор – и мешали служению. Поэтому уничтожали вотивы и подавляли культ, чтобы их не обвинили в сребролюбии и поддержке такого типа практик.

Упомянутый Иорданом Саксонским факт подавления культа был недавно поставлен под сомнение Альтанером. Однако его верно обосновал Шеебен. Культ Доминика среди болонских братьев, столь горячо выраженный свидетелями в процессе канонизации, является неоспоримым. Но их забота о том, чтобы не оказать даже видимости корыстолюбия, была не меньшей. Сразу же после смерти учителя, играла она даже основную роль. Иметь в своем храме реликвии Святого, которые, как некоторые могли думать, использовали с целью организации публичного почитания, невозможно было принять тем, кто жил решением, принятым только год назад перед самим Домиником, что будут практиковать «унижение в добровольной бедности» в нищенствующем монастыре.

В конце концов, даже если бы братья не пытались подавить этот культ, то и так в 1221 году он не мог еще покинуть стены Болоньи. Чтобы какой-либо культ мог распространиться и завоевать всю Церковь нужно, чтобы его исповедников было много, и они были известны. На момент смерти св. Доминика орден не был еще ничем особенным. Существовал он всего пять лет. Не имел еще даже двадцати монастырей в мире, а в Италии только девять, и несколько сотен монахов. Не было даже сравнения с историей и значением миноритов на момент смерти св. Франциска. Даже в самой Болонье Доминик, который бывал там только несколько раз, не был так известен как, например брат Реджинальд.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий