Проповедь De tempore в Воскресенье Страстей Господних Перегрина Опольского.
Tulerunt ergo lapides ut iacerent in eum, Iesus autem abscondit se… (Ин 8,59).
Сегодня Матерь Церковь начинает размышления над страстями Господними, ибо как бы сегодня собрались евреи на Совет в Иерусалиме, после того как Иисус воскресил Лазаря в Вифании, когда многие уверовали в Него (Ин 11,45). Увидев это, евреи сказали: что нам делать! (ср. Ин 11,47). За этим человеком следует весь мир (ср. Ин 12,19). Он потом спровоцирует римлян, которые отнимут у нас наши земли, а детей и жен уведут в неволю (ср. Ин 11,48). «Посему подумаем, каким образом мы сможем Его убить». Потому что сегодня они начали это обдумывать, поэтому и Церковь снова размышляет над Его страстями на протяжении сорока дней, ибо за один день не мог бы прославить Его славные страсти. И потому что эти евреи сегодня схватили камни, чтобы побить Его, Церковь припоминает нам это сегодня, чтобы мы с Ним страдали Его страстями, и чтобы мы помогали Ему переносить их.
Так делал один отшельник. Взывал он в молитвах, чтобы Господь открыл ему, какого рода служение Ему милее всего. И вот когда, однажды он молился в своей келье, услышал снаружи хриплый голос. Удивленный, он вышел и увидел какого-то нагого, очень замерзшего человека, который стучал зубами и весь дрожал, вызывая сострадание. А на плечах своих тот человек держал огромный крест, который с трудом волок за собой по земле. И спросил его отшельник, говоря: «Кто ты?» Тот же ему ответил: «Я – Христос». А отшельник на то: «Господи, зачем Ты явился?» Христос же на это: «Затем, что ты меня склонил. Ибо ты просил меня, чтобы показать тебе, какое служение для меня дороже всего. Вот показываю тебе, что нет для меня более ценного служения, чем помогать мне нести мой крест, а именно, когда носишь в сердце мои страдания». И сказав это, исчез. Посему, если прежде были мы безбожны, теперь станем более набожными, чаще чем обычно будем преклонять колени, более щедро будем давать милостыню.
В этой же евангелии можем мы заметить три вещи: во-первых, коварство евреев, во-вторых, пользу, которую мы получаем, слушая слово Божье, в-третьих – благость Христа.
Коварство евреев видим в том, что не только проклинали Божье учение, но также хотели побить Его камнями. Ибо они, как адские вороны своими клювами разрывали голубицу, как волки проклятьями и укусами разрывали нежного агнца, как бешенные псы кусали своего пастыря, а потом схватили самые твердые из всех камней, как тот камень, который без рук оторвался от горы (ср. Дан 2,34).
Коварство евреев открывается также в том, что не хотели верить Тому, кто сам является Истиной и кто истину проповедует. Посему Он говорит им: А как Я истину говорю, то почему не верите Мне (ср. Ин 8,45). Так и сегодня есть много христиан, которые, кажется, веруют в то, что вещал Бог, однако поступки их перечат этому. Много таких, которые слышали эти слова из Книги Премудрости: лживые уста убивают душу (ср. 1,11) и кажется, что верую в это. Однако не могут уберечься от лжи, и посему веруют не совершенным образом. Ибо кто бы решился выпить яд, о котором был бы уверен, что он убьет его, как только окажется в его устах? Подобно такому яду – ложь, которое наиболее убивает душу, которой наиболее вредит.
Многие также слышали то, что говорит Апостол, что ни развратники…, ни прелюбодеи… Царства Божьего не наследуют (1Кор 6,9-10). Думают, что веруют в это, не говорят, однако, что могут быть воздержанными, из чего видно, что на самом деле не веруют, что прелюбодеяние – это смертный грех. Ибо если бы веровали, то воистину, твердо остерегали бы его.
Многие также слышали эти слова из Матфея: если не будете прощать людям, то и Отец ваш небесный, не простит вам согрешений ваших (ср. Мф 6,15). И кажется, что веруют, и все-равно не хотят ради Христа простить ближнему небольшую обиду, хотя сами имеют долги пред Богом столь много и столь огромные. Ибо кто бы не отдал одного за тысячу!
Не кажется также, что те, кто неправедно желает вещи ему не принадлежащей и чужой, веруют в то, что дьявол таких увлекает, ибо никакими порицаниями нельзя их удержать от присвоения себе чужой собственности. Августин говорит: «Добычу, которую забираешь, находится в капкане: владеешь чужой собственностью, а сам находишься во владении дьявола».
Не кажется также, что веруют они, что грех отпускается не иначе, как только при условии возвращения того, что было украдено и что нужно либо повиснуть на адской виселице, либо вернуть неправедно отобранные вещи. Те, которых никоим образом нельзя склонить к возвращению, если бы осознавали грозящую им опасность, отдали бы без промедления то, что неправедно присвоили.
Также, если бы они замечали духовные блага, которые могут получить, а которые бесконечно лучшие, без промедления отдали бы блага временные. И так выясняется людское коварство.
Во-вторых, подчеркивается в этой евангелии польза, которая вытекает из слушания и исполнения слова Божьего. Посему сказано: Кто соблюдает слово Мое – добавь: исполняя то, что услышал – тот не увидит смерти вовек (Ин 8,51), то есть смерти вечной. Кто бы не стерег внимательно драгоценный камень, при помощи которого мог бы защититься от всяческой телесной хвори? Но сказано так: если кто соблюдает слово Мое, то не увидит смерти. То есть дословно: если бы Адам соблюл слово Бога, не увидел бы смерти физической. Ибо причиной смерти было нарушение Божьей заповеди. Посему те, что соблюдают слово Божье, будут спасены. Посему сказано: Блаженны, слушающие слово Божье и т.д. (Лк 11,28).
В-третьих, тот, кто соблюдает заповеди Божьи, обретет жизнь вечную. Матфей говорит: если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди Божьи (ср. Мф 19,17). Посему Сенека говорит, что употребляемая пища, которая тотчас же извергается, ничего не дает телу. Подобно можно сказать о духовной пище, каковой является слово Божье. Посему не от Бога тот, кто пренебрегает слушанием Его слов; ибо как исполнит заповеди Бога тот, кто пренебрегает их слушанием? Тот, кто, увидев проповедника в церкви, тотчас же выходит, показывает, что слушает дьявола. Аввакум говорит: изыдет дьявол пред стопами Его (3,5)*. Стопы Его – это проповедники, которые несут по миру имя Божье. Когда они входят в церковь, дьявол выходит в слугах своих, ибо пред словом Божьим закрывает их уши, которые по природе своей открыты. Каким же образом остальные члены будут готовы к послушанию Богу? Если не является хозяином замка тот, кто даже не может войти туда. Бог, кажется, не овладевает таким, у кого не открывается перед Ним вход через врата слуха. И так объясняется польза от слушания слова Божьего.
В-третьих, в этой евангелии подчеркивается благость Христа. Открывается она в том, что Господь благодаря своей силе скрылся от тех, терпеливо их перенеся, которые хотел побить Его камнями, а должен был допустить, чтобы их поглотила земля. А Он позволяет им существовать, подобно, как и сегодня позволяет существовать многим, ожидая их обращения. Аллегорически это прекрасно было представлено во Второй Царской Книге (2Сам 16,5-14), где читаем, что Семей… бросал камнями на Давида и на… рабов его (2Сам 16,6). Видя это Иоав хотел его убить, но Давид не позволил. Семей представляет каждого грешника, который бросает камнями, то есть грехами, на Давида, то есть Христа. Иоав, то есть Его справедливость, хочет убить его. Но не позволяет того милосердие Христа, которое никого не хочет погубить, но всех спасти (ср. 2Петр 3,9).
Имеем тому пример. Дионисий пишет, что был некий священник по имени Карп, который отличался таким огромным благочестием, что никогда не служил торжественное богослужение, если не имел небесного видения. Рассказывал он, что, когда некий неверующий отвратил одного верующего от Бога, он перенес это так болезненно, что захворал. Но он когда молился, чтобы Бог сжил их с этого света, вот около полуночи, дом в котором он находился, разделился на две части и явилась там какая-то растопленная печь. Когда Карп взглянул вверх, узрел разверстое небо и Иисуса, окруженного сонмом ангелов. Наконец он заметил, что упомянутые мужи стоят около печи, а змеи пытаются втащить их в печь. Видя это, Карп так сильно возрадовался наказанием, которое их постигло, что отвел взор от небесного видения. Особенной неприятностью стало для него, однако то, что грешники не упали в огонь быстро. Наконец, он снова взглянул в небо; и вот Иисус, смилосердившись над грешниками, встал со своего трона и сойдя к ним вместе с ангелами, простер руку и спас их. И сказал Христос Карпу: «Протяни руку и ударь меня! Ибо Я готов снова страдать ради спасения людей». И если бы Христос хотел сразу наказывать, то ни Павел, ни Магдалина, ни Петр не достигли бы неба. Посему Бог говорит в Книге Иезекиля: не хочу смерти грешника (ср. Иез 18,32). И так была выяснена благость Христа.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий