Св. Франциск, вальденсы и Убогие Католики

4/01/2022, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Установление нищенствующего характера Ордена, III. Нищенство монастырей, 2.

Также св. Франциск в середине 1217 года впервые послал своих братьев за пределы Италии и сам подготовился к путешествию. Разве это совпадение не указывает на какую-то связь между Франциском и Домиником? Если речь идет только об этом вопросе, то можно сказать, что нет. Поскольку не только в то же самое время, но быть может в тот сам день, в день Пятидесятницы, из двух отдаленных краев и не имея возможности заранее договориться, Доминик и Франциск решили разослать своих братьев на весь мир. Но вернемся к вопросу бедности.

Историки говорят, что Доминик и Франциск могли встречаться трижды. Об этом свидетельствуют только, за исключением одного, францисканские источники. Первая встреча, сомнительная и достаточно не подтвержденная, могла произойти в Риме во время стараний об утверждении Проповедников (осенью 1215 или зимой 1216-1217 года), когда Доминик, как говорят, связался с Франциском такой любовью, что возымели они «одно сердце и одну душу».* Вторая – на генеральном капитуле в Порциункуле. Третья – в Риме у кардинала Уголино в 1221 году.

Эта последняя, наиболее документированная, является слишком поздней для интересующего нас вопроса. Первая, если поместим её в 1215 году, слишком ранняя. Решение, которое Доминик тогда принял по вопросу бедности, не свидетельствует о францисканском влиянии. То же самое можно сказать о зиме 1216-1217. Ни буллы, о которых просил Доминик и которые получил в курии во время с 1216 года до момента своего выезда из Рима в марте 1218 года, ни договор, который он заключил с епископом Фулько 11 сентября 1217 года, в связи со спором вызванным представителями Проповедников обязавшихся принимать шестую часть десятины, ни железное послание Симона де Монфора от 3 декабря 1217 года для владений ордена в Касней и Ажен – не указывают, что произошло какая-либо смена взглядов и практик в вопросе бедности.

Информация о встрече во время капитула в Проциункуле происходит из более позднего и украшенного вымышленными данными описания, находящегося в Actus b. Francisci et soсiorum, а также в Fioretti. Поэтому еще до недавнего времени историки не принимали ее во внимание. В последнее время, кажется, что можно, однако признать ценность этой информации, и это благодаря упоминанию в последней четверти XIII века, авторства Петра Иоанна Оливи (†1298). Вот этот текст: «Я слышал, как благочестивый и достопочтенный отец Бернард Баррау (Баррави), некогда регулярный каноник в Каркассоне, а позднее в Ордене Братьев Миноритов, рассказывал на проповеди для послушников, когда и я был послушником (1261), что когда еще будучи каноником изучал теологию в Париже, слышал от блаженного Доминика, своего коллеги-каноника и жившего вместе с ним в Каркассоне, как он, Доминик, и его братья по примеру блаженного Франциска и его братьев почерпнули идею отречься от всяческой собственности. По сути, когда он отправился в Италию, чтобы склонить римскую курию к своему ордену, увидел в Ассизи Франциска и тысячи его нищенствующих братьев, собравшихся на генеральном капитуле. Восхищаясь, как это Бог управляет, что благодаря благочестию верных они имеют все, что им на каждый день необходимо, без какого-либо запаса на следующий день, объявил своим братьям, как только к ним вернулся, что могут они быть спокойны без какой бы то ни было собственности, поскольку видел и проверил именно такое у Франциска в его ордене».

Если мы исправим Бернарда на Раймунда Баррау, то особа эта окажется известной. Еще будучи каноником, он появляется в Каркассоне в 1233 году, а Братом Миноритом стал до 1250 года. Он действительно мог быть каноником в соборе в Каркассоне, по крайней мере, в период Великого Поста в 1213 году. Должен был он быть в ту пору еще очень молодым. Возможно также, что поздней весной 1219 года он оказался в Париже, чтобы там обучаться, именно тогда прибыл туда также св. Доминик. Доминик же, наоборот, не мог принимать участие в генеральном капитуле в Порциункуле во время стараний об утверждении ордена. Когда происходил этот капитул, он перебывал в Лангедоке. Следует таким образом сделать еще одну поправку и говорить о капитуле во время Пятидесятницы, 3 июня 1218 года, единственном капитуле до 1220 года, во время которого Доминик был в Италии. Капитул 1218 года не получил непосредственного подтверждения в источниках и поэтому факт его отрицали некоторые историки, тем не менее однако его созыв правдоподобен. Если мы примем исправленный таким образом текст Оливи, упоминаемое им пребывание Доминика на францисканском капитуле имело бы место 3 июня 1218 года в Ассизи.

Что содержит это повествование? Общую информацию: Доминик должен был сказать, что от Франциска он почерпнул пример отказа от собственности. И довод: этот пример убедил братьев, что и они могли бы сделать подобное. Эта общая информация является, однако, деформированной проекциями позднейших происшествий и тенденциозностью «спиритуала» Оливи. И даже является фальшивой. Доминик не мог сказать Баррау в июне 1219 года, что он и его братья отреклись от всяческой собственности. В это время Доминик только начинал говорить об этом в монастыре св. Иакова. Еще далеко ему было до переубеждения братьев. Ему потребуется еще целый год упорных усилий, чтобы, наконец, 8 мая 1220 года, вынудить их принять решение о таком отречении. Важной является вторая часть повествования Баррау, довод, который как все доводы является более уверенный чем то, что желаем довести. Доминик должен был сказать Баррау, что для того, чтобы убедить своих братьев отказаться от всяческой собственности и жить только с милостыни, он использовал из своих наиболее свежих воспоминаний пример наиболее трогательный какой только мог найти тогда в Церкви, и одновременно наиболее убедительный для братьев, что могут они без опасений и оговорок предать себя Провидению. Был таковым образ капитула в Порциункуле.

Однако не этот образ подсказал Доминику идею о евангельской бедности общины. Наверняка он прежде уже слышал в Риме от кардинала Уголино о св. Франциске и его братьях, наверняка еще зимой 1218 года – если не ранее. Но ведь Доминик, евангелический опыт которого до 1215 года ограничивался исключительно Лангедоком, с 1206 года знал различные способы следования Евангелию, например монахов из Грандмонт или катарских «избранных», а прежде всего вальденсов и Убогих Католиков, с которыми постоянно встречался. Ведь эти странствующие проповедники следовали евангелизму вплоть до отказа от ручного труда. «Старайтесь о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин 6,27). Было это своеобразно близко к идеалу, к которому он направлял Орден Братьев Проповедников, более близким, как мы это вскоре подробнее расскажем, чем идеал Братьев Миноритов, которых Франциск в то время убеждал заниматься физическим трудом.

3 июня 1218 года он также не пережил какого-то потрясения, которое в конце концов должно было бы склонить его самого и братьев к отречению от всяческой собственности. Так как несколькими месяцами позднее, в ноябре 1218 года, он принял для ордена в Испании дома в Бриуэга, которые ему уступил архиепископ Родриго из Толедо, бывший епископ Осмы. В мае 1219 года, вскоре после отъезда Доминика из Мадрида, тамошние братья приняли дар в виде доходного имения в Сан-Хуан-де-Валь-Салобраль. В этот период формирования ордена Доминик не принуждал братьев из Испании отрекаться от собственности, тем более к отречению от всех доходов. По делу Мадрида у него были иные планы.

* Доминиканец Варфоломей Тридентский писал около 1245 года: Tanta caritate huic (s. Francisco) s. Dominicus coniunctus fuit ut idem velle et nolle esset utrique. Эта встреча нашла свое отражение также в Золотой Легенде Иакова Ворагинского.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий