Нищенствующие монастыри

4/12/2022, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Установление нищенствующего характера Ордена, III. Нищенство монастырей, 3.

Последний аргумент является наиважнейшим: Доминик, восхищаясь благородством св. Франциска и его упованием на Провидение, не открыл в этом идею нищенствующих орденов, которую начнет осуществлять в 1220 году. В 1218 минориты еще не имели постоянных монастырей. Только с 1219 года мы можем наблюдать у них начала организации монастырской жизни. Окончательно она установилась только в 1223 году. Таким образом, мы должны сделать вывод, что решение Доминика, столь важное для истории его ордена и монастырского нищенства в Церкви следует, прежде всего, из его опыта с 1206 года, из его раздумий с 1215 года, в Риме, а особенно в Тулузе, из четырех встреч с кардиналом Уголино зимой 1217 и 1218 гг. Нет, Доминик не действовал под влиянием неожиданных и непродуманных импульсов, но был человеком, намерения которого созревали долго и который отважно их предпринимал, когда видел благоприятные знамения времени. Абсолютно не было для этого условий в 1215 году. Обстоятельства серьезно изменились в 1218. Доминик подготовил новый этап в тех монастырях, которые были наиболее стабилизированы, в Болонье и в Париже. Одной из черт его характера было также то, что, когда необходимо было направить братьев, брал на себя ответственность руководителя, однако, наоборот – в формировании орденских уставов он не действовал авторитарно; из этого следует, что законодательство, которое возникло под его влиянием, являлось следствием общих убеждений и решений братьев.

Один факт не подлегает сомнению. Доминик весной и летом 1219 года привел братьев из Парижа и Болоньи не только к принятию такой бедности, которую они приняли в 1215 году, но склонил их к отречению от всех доходов и недвижимости. Информация Раймунда Баррау предоставила этому дополнительное доказательство. Как мы узнаем, через несколько месяцев после отъезда Доминика, Матфей Французский отрекся от десятин и дома, принадлежащего монастырю св. Иакова. В Болонье братья отказались в присутствии Доминика от огромного дара синьора Галициани. Болонский процесс канонизации доставляет множественные свидетельства, сколь интенсивно основатель старался в течение этих нескольких месяцев склонить монахов к отказу от всяческой формы владения и к сохранению только средств необходимых для жизни на текущий день, короче говоря, к тому, чтобы «жить только с милостыни». Под конец осени 1219 года, когда он оставлял их чтобы отправиться в Рим, его деятельность принесла уже достаточно много плодов, и результат её был настолько уверенный, что мог он начать старания о получении нового инструмента действия – две папские буллы, говорящие уже о будущем нищенстве.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий