Однажды изгнал Он беса, который был нем

3/20/2022, No Comment

Проповедь De tempore в Третье воскресение Великого Поста Перегрина Опольского.

Et erat eiciens daemonium et illud erat mutum… (Лк 11,14).

В этой евангелии мы можем заметить три вещи: подлость дьявола, людское несчастье и милость Бога.

Подлость дьявола видим в том, что берет он в свое пользование чужую собственность, которая метится этим же злым духом или одержимым таковым. Людское несчастье видим в том, что человек отличается молчанием и не взывает к своему Господу, прося Его о помощи, ибо отмечен немотой. Природа научила творения взывать о помощи. Но человеку достаточно, чтобы говорил смиренно, исповедуя свои грехи. Милость Бога видим в том, что Бог своей благодатью предваряет просьбу. Это было показано в изгнании беса.

Что касается первого вопроса, то замечаем, что, когда Дух Святой оставляет человека в результате совершенного им греха, в человека входит злой дух и владеет им так, как человек владеет своим телом. Примером этого служит некий зверек, называемый барсуком. Зубами и когтями он строит себе дом в колючих зарослях. Барсук самый чистый из всех животных и не переносит смрада. Зная об этом, коварный лис загаживает его нору и тогда барсук оставляет ее, а лис селится в ней. Так и Бог оставляет дьяволу душу, ради которой столько трудился, когда та запятнала себя греховным смрадом.

У Луки (4,16-30) читаем, что Сын Божий однажды вел спор с евреями. Те, не в силах согласиться с Ним, выгнали Его из города (Лк 4,29). Амвросий говорит: «Ничего удивительного, что они утратили спасение, поскольку выгнали Спасителя из своей страны». Ибо весьма подло выгонять столь милостивого гостя и вводить того, кто пытается человека погубить. Осия говорит: Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его (8,3). И в этом выражается подлость дьявола, кого он захватит, тем и владеет благодаря гордыни – его сердцем, благодаря вспыльчивости – его речью, руками – благодаря жадности, а остальным телом – благодаря блуду. И посему дьявол, чтобы сильнее привлечь к себе людей и владеть ними, завязал с ними дружбу. Посему обычно говориться, что от его наложницы, то есть его подлости, родилось девять дочерей. Восемь из них он обручил с восьмью видами людей, а именно: симонию с прелатами и духовными, лицемерие с монахами и ложными иноками, грабительство с рыцарями, ростовщичество с мещанами, обман с купцами, святотатство с крестьянами, которые отнимают у церквей посвященные Богу десятины, ложную услужливость со слугами, гордыню и чрезмерную пышность – с правителями. Девятая дочь – это разврат, которую не хотел ни с кем обручать, но подсунул как блудницу, путающуюся со всеми родами людей. С нею люди стремятся в преисподнюю, как птицы в силки, как мыши к сыру, рыбы на крючок удочки, воры на виселицу. И так поясняется первый вопрос.

Теперь задумаемся над Божьей милостью, которая была подчеркнута такими словами: и когда бес вышел, немой стал говорить (Лк 11,14). Ибо Бог низверг с неба грешного ангела как пса, которого выбрасывают из церкви. Потом своими страстями изгнал его из мира, чтобы не царствовал самовольно. Подобно каждый день изгоняет его Бог из людского тела, как из своей крепости. Иоанн говорит: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин 12,31).

Дьявол же изгоняется посредством исповеди, как изгоняется грабитель из чьего-либо дома, когда донесут о нем судье.

Имеем тому пример в одной, одержимой дьяволом женщине. Когда эта женщина пришла на исповедь к одному брату из ордена проповедников, не могла произнести ни одного слова. Исповедник спросил ее: «Почему не говоришь?» Она же показывала ему руками, что не может говорить. Исповедник же сказал ей: «Почему не можешь говорить, если сердцем говоришь? Вслушайся в себя!» Когда она это сделала, из уст ее выскочила огромная жаба и уже больше не появлялась, а эта женщина начала собственными устами исповедовать грехи, чего до этого не могла сделать. Ибо теперь изгнала злого духа из своего тела, как изгоняют грабителя из дома.

Исповедь же должна быть полная, то есть человек должен выявить грехи и обстоятельства, то есть время, место, количество, особу, возраст, способности, положение, пол, состояние, достоинство. Был ли грех совершен легко и охотно, или предварен искушением, был ли совершен часто, или открыто и вызывая публичный скандал. Поэтому ставятся вопросы: кто? Что? Где? С чьею помощью? Зачем? Как? Когда? А то, что человек должен исповедать грехи полностью, аллегорически было представлено в I Книге Царской (10). Так вот, царица Савская, услышав о мудрости Соломона, прибыла к нему и рассказала ему все, что имела в своем сердце. Сава означает «взятая в неволю» и представляет грешную душу. В Соломоне же, который был наимудрейшим человеком, видим исповедника, который должен быть рассудительным в отличие от тех, которых иногда ищут, то есть нерассудительных священников. Следует искать исповедника, который бы умел отличить одну заразу от другой и для различных хворей применял бы разнообразные лекарства, чтобы не получилось так, как слепой вел бы слепого, и оба бы попали в яму преисподней. Посему удивляет то, каким образом выслушивают исповедь те, которые исповедующих не могут поучить о вере, об истинах веры, о семи делах милосердия, о десяти заповедях, о тех грехах, которые совершаем пятью чувствами. Посему душа, которая находит мудрого исповедника, должна ему рассказать все, что имеет в своем сердце, то есть все грехи, которые помнит.

Во-вторых, дьявола изгоняют посредством сокрушения. В Книге Товита читаем: если частичку ее сердца положишь на угли, дым его сушит, то есть изгоняет всех злых духов (ср. 6,8), ибо дым сокрушения, исходящий из сердца и разожжённый огнем божьей любви удаляет всяческую силу злых духов. Верно, подобно человек изгоняется из дома, когда являют ему разгневанное обличье. Так из Магдалины было изгнано семь злых духов. Мария Магдалина – горькое море, сердце сокрушенное и полное горечи, ибо подобно морю извергает она из себя все, что нечисто.

В-третьих, дьявола изгоняют воздаянием. Этот… род злых духов изгоняется не иначе, как только молитвой и постом (ср. Мф 17,20). Как воздаянием за грех гордыни является молитва, так за грех плотской нечистоты – пост. Ибо подобно как жаба изгоняется из виноградника запахом цветов, так злой дух изгоняется из сердца запахом молитвы. И подобно как голод заставляет волка выйти из леса, так пост заставляет злой дух оставить человека.

В-четвертых, изгоняют дьявола слушая слово Божье. Аллегорически было это представлено в I Царской Книге. Читаем там, что, когда Давид играл на гуслях, отраднее становилось Саулу (ср. 1Сам 16,23). Под Давидом понимаем проповедника, под гуслями – Святое Писание. Когда проповедник берет его в руки и «ударяет» своим языком, тогда Саулу, то есть грешнику, становится отраднее, ибо тогда отступает от него дьявол. Как волки, изгнанные из леса лаем собак, оставляют свою добычу, которую схватили, и испугавшись убегают, так злые духи убегают от голоса проповедника и оставляют душу, то есть добычу, которую схватили, и не имеют уже отваги склонять ее ко греху.

В-пятых, изгоняется дьявол розгой наказания. Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него (Притч 22,15). Читаем о св. Бенедикте, который ударами розги изгнал дьявола из некоего монаха, имевшего привычку уходить из монастыря, когда братья собирались на молитве.

И так пояснили мы второй вопрос.

Третий вопрос, то есть несчастье человека, видим в том, что грешник становится немым. Ибо дьявол как грабитель, который проникая в дом, гасит огонь, то есть замыкает уста, чтобы люди не кричали, исповедуя грехи. И поступает так волк, который не хватает овцу за ногу, а за горло, чтобы не блеяла. Подобно и дьявол не хватает человека за ногу, но позволяет ему идти к св. Иакову на проповедь, на мессу; не хватает его также за руку, ибо позволяет ему давать милостыню; но хватает его за горло, чтобы не мог взывать, исповедуя грехи.

Попросим Господа…

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий