В тот же первый день недели вечером…

4/24/2022, No Comment

Проповедь De tempore в Первое Воскресенье после Пасхи Перегрина Опольского.

Cum ergo sero esset die illo… (Ин 20,19).

В этой евангелии затрагиваются четыре вопроса. Первый – будущее воскресение плоти, выраженное словами: Пришел Иисус, когда двери были заперты (Ин 20,26).

Второй – сострадание с Сыном Божьим, выраженное словами: стал посреди (Ин 20,26).

Третий – милостивое приветствие праведников словами: Мир вам! (Ин 20,26).

Четвертый – щедрый дар Христа, выраженный словами: Примите Духа Святого! (Ин 20,22).

Если речь идет о первом вопросе, заметим, что Иисус, приходя к ученикам через закрытые двери, выход из девственного лона Матери и из закрытого гроба показал, что после нашего воскресенья наши прославленные тела будут столь тонки, что никакая стена, ни камень не будут в состоянии их удержать. И даже смогут без какого-либо препятствия пройти сквозь бронзовую гору. Сказано, что наши тела будут ярче солнца, легче искры, быстрее ветра и неподвержены уничтожению, ибо тела эти ни огонь не сможет сжечь, ни вода утопить, ни дикие звери разорвать. И ничего удивительного, что все это не может повредить прославленному телу, если даже тело, подверженное тлению, было силою Божьей сохранено от уничтожения. И так огонь не сжег в печи трех юношей (Дан 3,8-24), воды Красного Моря не утопили сынов Израиля (Исх 14), дикие звери, то есть львы, не разорвали Даниила в пещере львов (Дан 14,31-42). Если ничто не было в состоянии уничтожить смертные тела, тем более ничто не сможет уничтожить тела прославленные!

Приходом к ученикам через закрытые двери Христос показал также, что жаждет всегда пребывать с ними, разве что изгонит Его наше беззаконие. Посему хорошо отдалять грех от дверей нашего сердца, поскольку не в обычаях Бога насильно входить в такие дома.

Второй вопрос, то есть наше страдание вместе с Судьей, представлено приходом Христа таким образом, что Он стал посреди них как один из них. Апостол Иоанн говорит: Я увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, а вид Его, как солнце, сияющее в силе своей (ср. Откр 1,12-16). Семь светильников означают семь состояний в Церкви: крещенных детей, кающихся, грешников, супругов, вдов, дев и духовных лиц. Среди них стоит Христос, освещая всех как солнце, ибо солнце светит и добрым, и злым (Мф 5,45). А поскольку Он стоит среди всех, то и судит всех одинаково, так как на то заслужили. Во знаменование этого Он сам родился в середине ночи, страдал в центре мира, то есть в Иерусалиме, тем самым подчеркивая, что претерпел смерть за всех. На кресте повис также посреди двух разбойников, что означает, что дает свои дары всем: и добрым, и злым. Страдал также в поднебесье между небом и землей, во знаменование того, что хочет вернуть ангельскую природу и спасти всех людей, живущих на земле. Христос будет судить в поднебесье между небом и землей, что провещает справедливые приговоры богатым и убогим. Вот как сильно ценит Господь то, что посредине!

Пусть же стыдом зардеют судьи, старосты и начальники, которые пренебрегают справедливостью, позволяют кому-либо себя подкупить и держат его сторону, отступая от справедливой середины.

Был однажды судья, который не хотел защищать правое дело некой вдовы до тех пор, пока его рука не будет «помазана» первой взяткой. Вдова, приняв эти слова простодушно, пришла рано утром в дом судьи с сосудом полным масла и помазала, как и обещала, весьма щедро его руки.

О третьем же вопросе, а именно о милостивом приветствии праведных, говорят слова: Мир вам! (Ин 20,26). По причине греха, человек обрек себя на вражду с Богом, ангелами и неразумными созданиями.

Ибо ангелы были недругами людей по трем причинам. Во-первых, из-за оскорбления Творца, что ясно видно на примере жителей Содома, к которым Господь послал двух ангелов, чтобы их истребить, о чем читаем в Книге Бытия (19). Во-вторых, по причине человеческой гордыни, что видим на примере ангела, который погубил семьдесят тысяч мужей из-за гордыни Давида, пересчитавшего народ (2Сам 24,15). В-третьих, из-за жадности и богохульства, что видно на примере ангела, погубившего войско Сеннахирима, насчитывающее сто восемьдесят пять тысяч человек (2Цар 19,35).

Эту вражду примирил Христос, простирая на кресте руки, как бы возвещая мир. Этот мир Он также подтвердил поцелуями. Умирая, Он склонил голову как бы для поцелуя. Книга Чисел говорит: Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ 6,26). Христос поцеловал Иуду, не отказал предателю в поцелуе мира, чтобы ни один грешник не усомнился в мире. Бернард говорит: «Посмотри, человече, на Его главу, которую Он склонил для поцелуя, на руки, вытянутые для объятия, на ладони, пронзенные, чтобы уделять дары, бок открытый, чтобы любить, все тело, распятое на кресте, чтобы отдать себя без остатка».

Христос укрепил этот мир таинством Крови. Кровью, пролитой на кресте, принес мир всему, что на земле и в небе. Заметь, что язычники, подтверждая заключение мира, проливают на землю кровь животного, а евреи – воду, выражая этим знаком пожелание, чтобы так была пролита кровь и жизнь того, кто посмел бы нарушить заключенный мир. Христос пролил и кровь, и воду, чтобы укрепить мир между Богом и человеком. Иоанн говорит: тотчас истекла кровь и вода (Ин 19,34). Посему горе тем, кто своими грехами нарушают мир, подтвержденный таким заветом! Люди, чувствуя приближение смерти, оставляют своим сердечным друзьям какие-то памятные дары. Христос оставил апостолам мир и тем самым показал, что мир является наиболее ценным, поскольку является духовным жилищем Бога. Псалом гласит: И стало в мире (в Салиме) жилище Его (Пс 75,3). Поэтому также и храм Соломона построили в период мира. I Царская Книга гласит: ныне же Господь, Бог мой, даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон; и вот, я намерен построить дом имени Господа, Бога моего (1Цар 5,4-5). Сын Божий, подчеркивая ценность мира, пришел в мир только тогда, когда во всем мире воцарился мир на двенадцать лет.

Задумаемся над четвертым вопросом, над великодушной щедростью Христа, которая была выражена словами: Примите Духа Святого! (Ин 20,22), а не золото или серебро. Обратим внимание на то, что Христос в Евангелии указал четыре вещи, которые следует принять, а именно: крест, Тело Господне, Духа Святого и динарий.

О кресте Матфей говорит: а кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф 10,38). Крест же берет тот, кто принимает покаяние. Каждый, кто хочет получить землю святую, то есть войти в царство небесное, должен принять крест. К этому кресту прибит тот, кто кается, а сойти с него должен только после смерти. Подобно как Христос, который не сошел с креста, пока не умер. Посему также на кресте сказал: свершилось (Ин 19,30). Так и ты в конце своей жизни, прежде чем отдашь дух, можешь произнести: «Свершилось». Принципы, согласно которым я решил жить, послушание, обет которого принес, покаяние, которое принял, а также другие наказы Божьи исполнил.

О Теле Господним Матфей говорит: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф 26,26). То, как следует принимать Тело Иисуса, было указано во время Его страданий, когда Иосиф, взяв тело, обвил его чистою плащаницею (Мф 27,59). «Глосса»: Чистою плащаницею обвивает Христа тот, кто принимает Его чистым сердцем. Справедливо то, что символом чистоты является плотно, поскольку оно белейшее. Мы должны быть такими чистыми, как сказано в Плаче Иеремии: Чище снега были ее назареи, белее молока (Плач 4,7 (согласно Вульгате)). Молоко означает телесную чистоту, которую любят Бог и ангелы. В молоке любое загрязнение, как например муха или пыль, сразу становятся видимы, и в чистой совести не может укрыться никакое пятно. И как быстро вынимаем муху из молока, так и из чистой совести бывает извергнута летающая муха нечестивой мысли.

О Духе Святом Иоанн говорит: Примите Духа Святого (Ин 20,22). Святой Дух был дан ученикам не смотря на закрытую дверь. Дверями нашего дома являются пять наших чувств. Если эти двери не бывают закрыты пред недозволенными удовольствиями и мыслями, Дух Святой не войдет в наш дом. Было это представлено во Второй Царской Книге (4,1-7). Не смотря на закрытые двери умножилось масло в сосудах, взятых у соседей. Масло означает благодать Святого Духа, которая возрастает в доме нашего сердца, но только в пустых сосудах, то есть в наших чувствах, очищенных от грехов и закрытых для сует. Дать нам такие сосуды мы просить должны наших соседей, то есть святых. О благодати умерщвления постом попросим святого Николая, о даре щедрости – святого Мартина, о благочестии – святого Доминика, о смирении – Пресвятую Деву и подобно можем просить обо всех других добродетелях.

О динарии Матфей говорит: получили они по динарию (Мф 20,10). Этот динарий – жизнь вечная, которую могут получить только те, кто работал в винограднике, то есть в Церкви. В этом винограднике не только нужно работать, но также торжествовать надо львом, то есть над дьяволом. Было это представлено в истории Самсона (Суд 14,5-9), где читаем: когда Самсон приблизился к городским виноградникам, явился пред ним молодой лев, который преградил ему путь. Самсон убил его, а потом, когда возвращался, нашел в его пасти мёд. Мёд означает сладость утешения Святого Духа, которая дается только борющимся. Также и денарий славы дается только тем, кто трудился в винограднике Господнем.

Посему просите, милейшие…

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий