Проповедь De tempore в одиннадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Duo homines ascenderunt in templum ut orarent (Лк 18,10).
Эти двое людей поставлены перед нами – как зеркало – как пример. В этой евангелии можем подчеркнуть два вопроса. Во-первых то, что мы не должны осуждать грешников и презирать их, хоть бы они были не знаю какими плохими. Во-вторых, что даже эти не знаю какие плохие люди не должны сомневаться в Божьем милосердии.
Если речь идет о первом вопросе, то следует подчеркнуть, что мы не должны презирать грешников. Ведь то, кто сегодня злой, завтра может стать добрым и наоборот: кто сегодня добр, завтра может стать злым, или кто сегодня убийца или развратник, в Божьих планах уже пребывает среди ангелов. А кто сегодня добр, может еще до ночи быть приговоренным к адской виселице, как это видно на примере этих двух, о которых упоминает сегодняшняя евангелия. И поэтому никто, пока жив, не должен быть уверен в собственной святости. Ибо то, которому как раз сейчас кажется, что он свободен от сил сатаны, может вскоре попасть в его неволю.
Аллегорически это было представлено в Книге Иеремии, когда Иеремия по слову Господа обращался к одному городу сынов Израилевых: потому, что ты надеялся на укрепления твои и на сокровища твои, ты также будешь взят (Иер 48,7) врагами твоими. То, что тогда Пророк сказал иудеям, то же самое обращает сейчас к христианам, наиболее же к тем, кто презирает других людей. Поэтому говорит: «И ты надеешься на твои укрепления, которыми люди защищают себя от бесов, и на твои сокровища, то есть на добрые дела. Ты также будешь взят врагами твоими, то есть бесами, которые уведут тебя в вечное рабство».
Не следует небречь примерами, которые оставил нам Господь. Воистину, несколько раз Он ел и пил с мытарями и грешниками. Ибо должны мы обратить внимание на то, что кто-то, будучи мирянином, может вести богобоязненную жизнь, а другой, пребывая в монастыре – жизнь грешную. Поэтому монах бывает осужденным, а мирянин спасенным, что увидим на следующем примере.
Аббат Сильван, будучи со своими собратьями, впал в восхищение и пал наземь, после чего, поднявшись, горько плакал. И спрашивали его братья, говоря: «Что беспокоит тебя, отче?» Он же молчал и далее плакал. Наконец, принужденный ними, сказал: «Меня перенесли на суд, и я увидел многих из нашего ордена, идущих на муки, и многих мирян, вступающих в небо».
Более того, еще один пример о Пафнутии. Когда спрашивал он в молитве, на кого из мирян он похож, получил ответ, что на некоего Симфориона, который зарабатывал на жизнь искусством пения. Когда Пафнутий нашел его, спросил, каковы его заслуги пред Богом. Симфорион ответил, что нет у него никаких заслуг перед Богом, кроме того, что хоть он и сам негодяй, то все же когда поймали одну женщину и когда его товарищи домогались ее, он воспротивился им и освободил ее. Также он вывел на дорогу другую женщину, которая заблудилась в лесу. Этот Симфорион, оставив потом свое занятие, ушел с Пафнутием в пустынь и посвятил себя Богу. Вот тот, который – как казалось – был веселым жонглером, был также добр, как и тот пустынник. И поэтому никого мы не должны презирать.
Переходим ко второй части евангелии, в которой подчеркнута встреча с милосердием, и это благодаря поступкам и молитве этого мытаря, который был известным грешником. Поэтому он и говорит: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! (Лк 18,13). Как бы в зеркале мы можем увидеть три чувства, благодаря которым мытарь снискал Божье милосердие. А именно: страх, стыд и скорбь. Ибо от страха стоял он вдали, со стыда не смел поднять глаза на небо, от боли же ударял себя в грудь, говоря: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Ибо боялся он оскорбить величие и поэтому стоял вдали. Видим это на примере тех, кого изгоняют со двора, когда они оскорбляют короля. Пока они лишены его милости, не осмеливаются вернуться к королевскому двору. Точно так и тот, кто совершил смертный грех, своего Бога-короля оскорбляет так сильно, что перестает быть для Него столь дорогим другом. Происходит так даже тогда, что как только он согрешит, Бог отдаляет его от общения с собою. Дал Он тому пример, тотчас прогнав с небесного двора Люцифера, прекраснейшего из ангелов, как только ото согрешил. Точно так выгнал и Адама из райского двора. И потому Исаия говорит: беззакония наши произвели разделение между нами и Богом нашим (ср. Ис 59,2). И Бог не только отстраняет их от себя, но более того, предает их врагам.
Прекрасно было это представлено в Книге Судей, где читаем, что сыны Израилевы к старым грехам прибавили новые (ср. Суд 10,6), а потом разгневанный Господь отдал их в руки Филистимлян. Филистимлянин переводится как «двойное поражение». Таким образом все грешники будут выданы на двойное уничтожение, а именно: смерти и ада. И потому этот мытарь, зная, что оскорбил Бога, пошел в храм, как на королевский двор и стоя вдалеке, боясь приблизиться. Такой страх, который ощущает грешник, является благим, поскольку отдаляет грех. Книга Экклезиастика гласит: страх Божий изгоняет грех (ср. Сир 1,27).
Со стыда от также не смел поднять глаза на небо (Лк 18,13). Ибо люди, когда совершают по отношению к кому-либо тяжкое преступление, обычно очень стыдятся взглянуть на него. Так и этот мытарь не смел поднять глаза на небо, поскольку совершил тяжкое преступление против всего небесного двора. Ибо нет ничего более омерзительного, чем смертный грех! Ибо Дьявол не имеет в себе никакого иного безобразия, кроме уродства греха. Как долго он был без греха, был красив. Точно так как мытарь, стыдился Ездра, когда сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, потому что беззакония мои многочисленны … и … возросли до небес (ср. Езд 9,6). И это благой стыд, который ведет к славе. Ибо стыд исповедания грехов заключает в себе большую часть прощения.
Далее, от скорби мытарь ударял себя в грудь, в которой конечно было сердце, из которого исходило все зло. Ибо из сердца исходят … убийства, … кражи (Мф 15,19) и другие грехи, как говорит Господь. Ибо у многих в обычае, когда они обижают других каким-то органом: языком или устами, потом этот орган особенно обвиняют, говоря: «Подлые уста, зачем так много болтаете?» Поэтому мытарь во знаменование скорби, ударял себя в грудь, в которой было сердце. Ибо скорбел он над тем, что, греша оскорбил милосердного Господа.
Чувствовал он также сожаление потому, что обрек себя на вечную смерть. Ибо карой за грех является смерть. Посему от страха он стоял вдалеке и от стыда не поднимал глаза, а от скорби ударял себя в грудь, говоря: «будь милостив ко мне, грешнику». В этой молитве признает он во-первых: силу Божью, когда ее подтверждает, говоря: «Боже милостивый». Никто не может отпустить грехи, только один Бог. Мытарь признает также милосердие, когда говорит: «будь милостив, ибо у Тебя милость». Показывает он также собственную нищету, когда говорит: «ко мне, грешнику, то есть тому, которого Ты сотворил, которого искупил, ко мне, сознающемуся в грехе, ко мне, от греха бегущему». Благой была молитва этого мытаря, ибо пошел он оправданным в дом свой (Лк 18,14). Это учит нас, что хоть бы ты был наибольшим грешником, если, придя в церковь, будешь молиться подобным способом, будешь там освобожден от греха.
Поэтому «Жития отцов» повествуют, что Павел пустынник видел одного унылого человека, который входил в церковь закованный в цепи веселящимися бесами, а печальные ангелы стояли вдалеке. Тогда плача, Павел начал молиться за него. Когда же встал, увидел, что красивым стал тот, когда он прежде видел унылым и отвратительным. Окружают его радующиеся ангелы, а печальные бесы стоят вдалеке. Когда он позвал его, чтобы и другие тоже увидели Божьи чудеса, тот клянясь, рассказал, что был грешником, но, когда услышал слово Божье в церкви, почувствовал сокрушение.
Так ясно видим, что никто не должен гордиться святостью, так как этот фарисей, аллегорически представленный в особе Неемана, что переводится «прекрасный слуга». Хоть был он прокаженным (ср. 2Цар 5,1-14; Лк 4,27), но грешник был оправдан (ср. Лк 18,14).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий