Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Евангельская бедность в «покаянном обращении» Проповедников, II, Состояние покаяния, 1.
Покаянная ценность монашеской жизни в традиции связана с практикой соблюдения устава. В этом пункте Доминик должен был внести существенную поправку к этой традиции. Сложный характер жизни Проповедника, созерцательный в монастыре и одновременно действенный во время служения, склонил основателя к диспенсации определенных братьев от некоторых монашеских правил, но только во время проповеднических странствий. Заявил он также, что устав не обязывает под грехом. Поэтому, с самого начала он начал указывать, что тяготы апостольского служения, ради которых следовало приостановить исполнение некоторых правил, в полноте компенсируются истекающими из них заслугами. Довел он это до того, что папа торжественно дал свое заявление по этому вопросу.
Окончательная булла Gratiarum omnium largitori от 21 января 1217 года, в которой Доминик получил от Гонория III утверждение названия и служения Проповедников для своих братьев, содержит существенное заключение в интересующем нас вопросе. Папа предназначает труды, предпринимаемые братьями для «возвещения миру Слова Божьего» in remissionem (eorum) peccaminum. Посему служение Евангелию заменяет монашеские правила, как выражение их покаянного отношения.
В 1219 году Доминик постановил, чтобы орден сделал окончательный шаг в направлении евангельской бедности. Во время визитации в наиважнейших монастырях он склонил их к отречению от постоянных доходов, которые они приняли в первые три года существования ордена. С этого времени братья должны жить исключительно с подаяния и милостыни. Однако, чтобы склонить своих братьев к столь огромной жертве, он получил новую буллу Гонория III, датированную 12 января, Cum spiritus fervore. Братьям, готовым исполнять служение истины in abiectione voluntariae paupertatis, папа признает в качестве воздаяния за грехи «трудности и невзгоды, кои они приняли на себя для исполнения этого служения … в унижении добровольной бедности». К этим словам мы еще вернемся.
На этот раз практика нищенствующей бедности в проповедничестве признается главным инструментом покаяния Проповедников. Конечно, не означает это отвержения ценности монашеских правил и всего того, что в классическом понимании делает монашество состоянием покаяния. Главное же ударение положено на состояние и практику евангельского нищенства, охарактеризованного словами, которые появлялись уже ранее в папских буллах, адресованных Проповедникам и которые должны были появляться и далее - in abiectione voluntariae paupertatis. Мы можем заметить здесь аллюзию к abiectio plebis (Пс 21,7), к Проповеднику и Спасителю Иисусу Христу. Имя это присвоил ему мессианский псалом, чтобы подчеркнуть его унижение и отвержение обществом, как убогого, которого не желают видеть, поскольку считают его отвратительным. Есть здесь также аллюзия к abiectio a mundo, которое немногим ранее Стефан из Грандмонт давал как образец для своих монахов. Praecipiens nobis in eremo tanquam mortuos vel abiectos a mundo permanere.
Посему обоснованным является мнение, что начиная с 1220 года, то есть с введения в своем ордене всеобщего монастырского нищенства, Доминик хотел, чтобы братья считали нищенствующую бедность среди трудов переносимых ради Евангелия главным элементом своего покаяния.
Отправить комментарий