Проповедь De sanctis в день святого Франциска, исповедника Перегрина Опольского.
Et vidi alterum angelum ascendentem ab ortu solis, habentem signum Dei vivi: et clamavit voce magna (Откр 7,2).
В этих словах мы можем заметить три правды. Во-первых, святость блаженного Франциска; во-вторых, его великое достоинство; в-третьих, плодотворное проповедование им слова Божьего. Ради его святости мы должны любить его и чтить, ради пользы, истекающей из его учения, мы должны охотно его слушать.
Когда речь идет о первом, то обрати внимание, что из-за его святости он сравнивается с ангелом. Поэтому святой Иоанн говорит: видел я иного ангела. Первым ангелом был Доминик, вторым – святой Франциск. Были они посланы солнцем, то есть Христом, чтобы всему миру явить свет. Они представлены теми двумя ангелами, которые своими крыльями осеняли ковчег (ср. Исх 25,20). Подобным образом эти двое осеняют Святую Церковь. Святой же Франциск сравнивается с ангелом по трем причинам. А именно: из-за быстроты действия, то есть послушания. В доказательство этого читаем, что, когда был он в Риме и вошел в церковь святых Космы и Дамиана, образ Христа обратился к нему со словами: «Франциск, иди и восстанови мой дом, который, как видишь, весь рушится». И с этого дня Святой Дух воспламенил его так сильно, что он продал все, что имел, раздал деньги и избрав ради Бога, бедность, начал словами и из слов созидать дом Божий, Церковь Святого Духа. О, каким же необычным образом эта Церковь созидалась и строилась им и его братьями! Святой Франциск был в этом подобен апостолам.
О, счастливый святой Франциск, который отверг тяжесть богатства, зная, что – согласно Бернарду – не может с ним идти за Христом. Также его называют ангелом по причине задания, которое он предпринял. А заданием ангелов, как читаем, является сдерживание злых духов. Описывает это Святое Писание, согласно которому семеро мужей было удушено бесом (ср. Тов 6,14). Этого беса ангел потом связал в пустыне. Ангел также избавляет от огня. Примером тому служат трое отроков (Дан 3,19-24). Ангел поит жаждущих в пустыне. Пример в Книге Бытия в особе Агари и ее сына Измаила (Быт 21,14-19). Когда она страдала от жажды в пустыне и не было воды, ангел указал ей родниковую воду. Ангел освобождает из темницы святых. Пример Петра (Деян 12,5-17).
Способность делать все это имел святой Франциск, и делал это. Ибо он сам изгонял злых духов. Так, читаем о нем, что, когда он прибыл в один город, в котором царила огромная сумятица раздора, узрел муж Божий над этим городом множество радостно скачущих бесов. Он позвал своего товарища и сказал ему: «Иди к городским воротам и прикажи этим бесам во имя Бога Всемогущего, чтобы оставили этот город». Тот поспешно побежал и, став в воротах, громким голосом передал приказ своего отца Франциска, данный во имя Божье: «Изыдите, все злые духи!» А когда это произошло, все жители вернулись к согласию.
Франциск освобождает от огня искушений. Так, читаем о нем, что, когда один брат был подвергнут тяжелому искушению, подумал, что если бы он имел что-то написанное собственной рукой отца Франциска, то сразу же – так ему казалось – искушение бы исчезло. Но когда никоим образом он не имел смелости признаться ему в этом, однажды муж Божий призвал его, говоря: «Принеси мне, сын, лист бумаги и чернила, ибо хочу писать хвалебные гимны в честь Бога». Когда он окончил писание, сказал: «Возьми этот лист и храни его бережно до самой своей смерти». И тотчас он полностью угасил в сердце брата огонь искушений.
Франциск также дает воду в пустыни. Так читаем, что, когда однажды он путешествовал по пустыне и прибыл к одному отшельнику, который от жажды ослаб, сразу благодаря своей молитве получил от Господа источник воды. И в этом он был подобен Клименту.
Франциск также освобождает из темницы. Поэтому читаем о нем, что один бедняк, взявший деньги в долг у богача, просил, чтобы ради любви к святому Франциску тот продолжил ему срок возврата. Богач ответил ему: «Я посажу тебя в такое место, что ни Франциск, ни кто-либо иной не сможет тебя освободить или помочь». М вскоре, связав его, бросил в подземелье. Вскоре после этого явился святой Франциск и разбил двери в подземелье. И сорвав путы, привел того человека невредимым назад домой.
В-третьих, Франциска называют ангелом из-за целомудрия, ибо ангелы чисты и любят чистых. Точно так святой Франциск крепко возлюбил целомудрие, ибо сторонился грехов. Читаем о нем, что, когда однажды он лежал, погруженный в молитву, дьявол троекратно позвал его по имени. Когда святой Франциск ответил ему, сатана добавил: «Нет на свете грешника, который бы после обращения не нашел милости у Бога, но никто, кто ради милосердия Божьего умерщвляет самого себя, во веки не обретет милосердия. Зачем же ты так себя мучаешь?» Однако слуга Христа сразу распознал вражеское коварство, что дьявол хочет отвлечь его от молитвы. Враг же, видя, что таким способом его не одолеет, послал на него сильное плотское искушение. Муж Божий не поддавался ему, ибо возлюбил целомудрие. Желая его преодолеть, он снял тунику и весьма жесткой веревкой стал бичевать свое тело. Но когда искушение не отступало, вышел из дома, бросился в глубокий снег и начал наносить себе раны. И тогда искушение сразу отдалилось от него. Мало сегодня таких Францисков! И таким образом становится видна его святость, из-за которой его сравнивают с ангелом.
Во-вторых, можем заметить его достоинство. Это становится видно в том, что сказано, что имел он печать Бога живого. Имел святой Франциск на себе печать: это были стигмы Христа, то есть раны. Ибо столь глубоко он размышлял о страстях Христовых и питал почтение к ним. Однажды слуга Божий, имея видение, узрел над собой Распятого, который так выразительно отпечатал на нем знамения своего распятия, что выглядел он так, как бы это его самого прибили ко кресту. Франциск, имея стигмы на своих ногах, руках и боку, скрывался их от очей всех. Некоторые, однако, видели их еще при его жизни, а после смерти Франциска многие люди их увидели. Что эти стигмы на самом деле существовали на теле Франциска, показывает такое чудо.
Читаем, что, когда в королевстве Кастилия, некий муж, который ревностно чтил святого Франциска, шел на повечерье, был ранен врагами. Наконец, один вонзил меч ему в горло и, когда не смог его вытащить, убежал. А когда люди оплакивали его как умершего, в полночь начал звонить колокол, созывая на утреннее богослужение. Тогда жена его начала взывать: «Оденься, встань и иди на утреннюю, ибо колокол уже зовет тебя!» И он тотчас встал здоровым, а когда поднялся, казалось рукой дает кому-то знаки, чтобы вытащил меч. И вот, у всех на очах, меч выскочил из горла довольно высоко, а он сразу встал невредимым и сказал: «Святой Франциск пришел ко мне и приложив свои стигмы к моим ранам, чудесным образом меня исцелил». Эти же стигмы святой Франциск носил на своем теле два года, прежде чем умер.
В-третьих, в выражении: воскликнул громким голосом, можем заметить огромную плодотворность учения святого Франциска. Ибо призывал он не терять надежды на милосердие Божье, а прежде всего, советовал своим братьям то, чтобы не любили деньги. Так читаем о нем, что, когда он шел со своим товарищем дорогой, увидел огромный мешок, полный монет. Когда увидел это его товарищ и захотел забрать мешок, Франциск не позволил ему, говоря: «Нельзя, брат, ибо это – не наше, тем более что мы принесли обеты бедности». Но когда брат упорно настаивал, Франциск помолился и сказал: «Теперь, сын, возьми эти деньги». Когда это брат поднял мешок, из него неожиданно вылезла огромная змея. Святой Франциск сказал: «Вот смотри, сын! Там, где деньги, там часто находится и дьявол».
Святой Франциск совершал деяния даже после смерти. Так читаем, что, когда умерла некая женщина, почитавшая святого Франциска, и стоявшие вокруг одра священники служили траурное богослужение, неожиданно женщина встала и, подозвав священника, сказала: «Я хочу исповедаться. Ибо после смерти меня должны были заключить в страшном узилище, ибо я никогда не исповедала один грех, в котором сейчас тебе хочу исповедаться. Но молитесь сейчас за меня к святому Франциску, чтобы позволил мне вернуться к жизни, чтобы по исповедании этого греха, я заслужила прощение». Так она исповедовалась, и получив отпущение, сразу почила в Господе.
Франциск очищал прокаженных. Ибо когда встретил его один прокаженный, Франциск со смирением поцеловал его, и тот сразу очистился. А поскольку имел Франциск в этой жизни там много смирения, был столь благочестив и достоин, поэтому небо выставило ему свидетельство святости.
Так читаем о нем, что некий брат, товарищ мужа Божьего, впал в восхищение и узрел среди небесных тронов один, более прекрасный чем другие и сверкающий необычайной славой. Когда он дивился, для кого приготовлен этот необычайный трон, услышал, что был это трон одного из живущих князей, а теперь он приготовлен для смиренного брата. Тот же монах, окончив молитву, спросил мужа Божьего, говоря: «Что ты думаешь о себе, мой отче?» А тот ответил: «Я считаю себя великим грешником». И тотчас брат распознал в сердце Святого Духа, который изрек: «Истинно было то видение, которое ты имел, ибо на трон, утерянный из-за гордыни, смирение возвело скромного Франциска».
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий