Проповедь De tempore в воскресение Шестидесятницы Перегрина Опольского.
Exit qui seminat seminare semen… (Лк 8, 5).
В этой евангелии можем подчеркнуть две вещи. Во-первых, кем является тот, кто вышел сеять. Во-вторых, что означает это семя. Чтобы вы, однако, могли лучше понять, о чем вам говорю, хочу представить вам достойный внимания пример.
Так вот, был некий король, у которого было одно хорошее поле. Передал он это поле в аренду своим слугам и не хотел от них никакой платы. Распорядился только, чтобы одно дерево на том поле оставили для него, чтобы он мог каждый год собирать плоды с того дерева для своего двора. Но крестьяне, пренебрегли этим распоряжением, изменили своему господину и пользовались как полем, так и деревом. Когда король узнал о том, что они не следуют его распоряжениями, разгневался на них и прогнал их со своего поля, передав его кому-то другому. Эти же изгнанные, блуждали по бездорожью, не зная ни кому служить, ни с чего жить, и умоляли того короля, чтобы вернул им свою милость. Тот, тронутый милосердием, снова вверил им свое поле, поставив условия, на которых могли они его засевать.
Этим царем является Бог Отец, у которого было поле, то есть рай, где без труда вырастали всяческие блага. Поле это он вверил слугам, то есть роду людскому, чтобы вкушал, как захочет эти блага. Люди не должны были давать Богу никакой платы, а только сохранить для Него одно дерево – древо познания добра и зла. Они же пренебрегли этим распоряжением, нарушили заповедь, когда вкусили плод. И потому Бог прогнал их на эту землю как в изгнание, где они блуждали, не зная кому служить. Ибо в результате оскорбления Творца, все творение обиделось на них. Умирали же от голода, поскольку не умели работать. Видя, что не умеют сеять, взывали к Господу, чтобы – если не хочет им снова вверить поле – показал хотя бы, как нужно работать и сеять. Бог, услышав их мольбы, вышел, как сказано сегодня в евангелии, сеять, чтобы нам показать, как это следует делать.
Посему мы должны выйти по примеру Христа, не так как ворон, который вылетел из Ноевого ковчега и дал себя искусить падалью (Быт 8,6-7). Ворон, который черен, представляет грешного человека. Душа грешного человека более черна чем ворон, который вылетел из ковчега, то есть из общины святой Матери Церкви, где должна она прятаться от грехов, и соблазнилась падалью, то есть преходящими благами, собственной ненасытностью. Потом уже не старается вернуться к Ною, то есть ко Христу.
Должны мы выйти не как блудный сын, который получив имение, ушел от отца в чужую страну и там расточил имение свое, живя распутно (Лк 15,13). Этот блудный сын представляет каждого грешника на свете, который получив свое имение, то есть свою молодость и милости, отходит от Бога в чужую страну, то есть в состояние греха. Живя распутно и безнравственно, расточает свое имение, то есть молодость и милости, которые должен употребить, служа Богу, своему Творцу.
Должны мы также выйти иначе, чем неразумные девы, которые взяв лампы, не взяли с собою масла и потому затворили пред ними врата небесные (ср. Мф 25, 3-10). Неразумные девы представляют грешные души, которые в момент смерти выходят из своих тел, чтобы войти на свой брачный пир с Небесным Женихом. Но имеют они только светильники, то есть глупые сердца, без дел милосердия, и посему не принимаются на брачный пир, но слышат слова: Не знаю вас (Мф 25,12). Ибо Я голоден был, а вы не дали мне есть… (Мф 25,42). Выйдем же так, как вышли сыны Израиля из Египта заблуждений и уже не будем служить фараону, то есть дьяволу в грязи разврата, в дружбе с чревоугодием и в плевелах гордыни. И так выясняется первый вопрос.
Во-вторых, посмотрим, что это за семя и, как и где мы должны его сеять. Семя означает добрые дела, которые мы должны сеять на вспаханной и хорошо очищенной земле. Так и мы, очистившись от грехов плугом языка, должны сеять добрые дела. Должны же мы сеять на доброй земле. Посему сказано было в Книге Экклезиастика: Давай благочестивому и не помогай грешнику (Сирах 12, 4). «Глосса»: Милостыню следует давать убогим, а не тем, кто имеет терние преступлений.
Должны мы также сеять доброе семя, а не плевелы. Милостыню мы должны давать не медью и оловом, но ценной монетой, как сделал это Авель, который пожертвовал наилучшего агнца, которого имел в своем стаде; и посему Господь принял жертву из его рук (Быт 4,3-5). А кто сеет, бросает пред собою, а не за себя, ибо должны мы ожидать вознаграждение за то, что сделаем в нашей жизни, а не за то, что другие сделают после нашей смерти; заметим, что дети мало беспокоятся об умерших родителях.
Пример: Один отшельник узрел в видении множество душ, находящихся в различных положениях. Среди прочих, видел сидящего мужа, перед которым стоял стол, полный всяческих благ; второй стол стоял пустым за его спиной. Отшельник спросил того мужа, что это значит. А тот ответил ему: «Этот стол, который стоит предо мной, это – дела милосердия, которые я делал в своей жизни и теперь этими благами пользуюсь. Стол же, который за мною, я поставил еще при жизни, когда наказал жене и моим детям, чтобы чем-то послужили моей душе. И вот, стол этот стоит пустой, ибо они забыли обо мне».
Посему некий мудрец сказал: «Делай добро, пока живешь, если хочешь жить после смерти». И посему Иосиф, то есть Христос, говорит своим братьям: вот вам семена, и засевайте землю, то есть теперь, чтобы вы могли иметь пропитание, то есть в будущем (ср. Быт 47,23-24). А когда мы посеяли, должны поставить стражу, чтобы птицы небесные, то есть злые духи, не поклевали наши семена. Этих птиц может отогнать боязнь Божья, так как отгоняют их пугала, которые ставят в садах. Может это тоже сделать воспоминание страстей Господних. Злые духи боятся знака креста, ибо крестом они были повергнуты.
Посему просим, чтобы мы это наше семя посеяли теперь, чтобы в будущем получить от него заслуженный плод, который да соблаговолит нам даровать.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий