Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава IV. Какие он написал книги. Как опровергал ошибки. Как он обратил двух иудеев, 21.
В-третьих, дивный сей Доктор опроверг тлетворное заблуждение, существовавшее издревле и воскресшее вновь в ещё более пагубном виде. Называясь Новым братством свободного духа, оно под благочестивым именем скрывает пагубу нечестия. Как его последователи, так и зачинатели именуют себя братцами* бедной жизни, чтобы под таким смиренным званием ловчее совращать простые сердца. Умы уловленных этим еретическим заблуждением людей, которые не испытывали духов, от Бога ли они (1 Ин. 4:1), одурачены духом лжи и блуждают, воображая, что под одним Главою Христом существуют две Церкви, причём одна из них – плотская, возглавляемая Верховным римским понтификом, от имени которого в разных областях ею руководят прелаты. Как противоположность сей Церкви, которая соединена со Христом как Невеста и потому, как кощунствуют они нечестивыми устами своими, проклята, они выдумали другую церковь – духовную, к которой как изобретатели, так и последователи ереси причисляют себя. Хотя они говорят, что их ведёт «дух свободы», этот дух стремительно повергает их в полное рабство еретическому извращению и наигоршим прегрешениям, ведь это дух разделения и заблуждения, и он по мере сил своих, поработив их воображение, позволяет им изобретать еретические учения. Воспользовавшись их пагубным неразумием, он основывает ересь без оснований, измышляя, отбросив Христов завет, новую, третью эпоху: Завет нового духа, который в сию новую эпоху должен прийти на смену Церкви.
Сии-то заблуждения и разгромил оный Доктор во многих местах своих писаний, показав, что после Христова Евангелия и последнего Завета Сына Божия, посредством которого всякий верный становится наследником небес, не следует ждать никакой другой эпохи в жизни Церкви, но нынешняя – эпоха благодати и приуготовления к славе – продлится до конца мира. А поскольку оные еретики заимствовали горючий материал для своего пагубного заблуждения из изречений аввы Иоахима**, то оный Доктор, испросив в некоем монастыре книгу этого аввы, и, получив, целиком прочёл её. Найдя в ней ошибочные и подозрительные места, он, обведя их чертой, осудил и, перечеркнув своей учёной рукою, полностью воспретил читать их и верить им. Святейший отец Папа Иоанн XXII, к чьим обязанностям относится осуждение ересей, издал против этого пагубного заблуждения чудесный декрет, в котором он их описал и могущественно разгромил своей священной канонической властью.
* fraterculos, итал. fraticelli, в рус. яз. используется также термин «полубратья», – прим. пер.
** Иоахима Флорского, 1132-1202 гг., цистерцианского мистика, предсказывавшего наступление в 1260 г. наступление Тысячелетнего царства Святого Духа.
Отправить комментарий