Проповедь De sanctis в день святого Бенедикта, аббата Перегрина Опольского.
Dilectus Deo et hominibus…, cujus memoria in benedictione est (Сир 45,1)
Из этих слов, относящихся к Моисею, узнаем о нем две правды. Во-первых, что сыновей Израиля он вывел из Египта в пустыню, из которой они потом дошли до земли обетованной. Узнаем о нем также, что много зла претерпел он с их стороны, как например, однажды хотели побить его камнями, из-за чего он был вынужден укрыться в скинии.
Вышеприведённые слова можно также отнести к святому Бенедикту, ибо по двум упомянутым причинам был он подобен Моисею. Ибо подобно как Моисей вывел народ в пустыню, так и святой Бенедикт многих в пустыню – то есть в монастырь, где необходимо отречься своеволия, где нужно отречься от грехов и роскоши – вывел из Египта, то есть из мира сего, который наполнен скорбью, так как Египет переводится как «скорбь» или «тьма». Посему читаем о святом Бенедикте, что основал он двенадцать монастырей и наполнил их благочестивыми и добрыми мужами. Также подобно как Моисей претерпел много зла от евреев, так и святой Бенедикт перенес много зла от своих братьев.
Так, читаем, что разнеслась весть о его святости. Когда в одном монастыре умер аббат, вся община отправилась к святому Бенедикту с просьбой, чтобы он согласился стать их аббатом. Он долго противился и предостерегал их, что не сможет примириться к нравам этих братьев. Однако, в конце концов, поддавшись просьбам, выразил согласие. Однако, когда приказал им точно придерживаться устава, монахи весьма пожалели, что его выбрали. Когда же заметили, что Бенедикт не смиряется с непозволительным, подмешали яд в вино и подали ему на трапезе. Но он осенил его крестным знамением и стеклянный сосуд раскололся, как от удара камнем. Посему, догадавшись, что сосуд содержал смертоносный напиток, тотчас встал и со спокойным лицом сказал: «Братья, пусть смилосердится над вами Бог Всемогущий! Разве я не говорил вам, что ваши нравы не соответствуют моим?» После чего он удалился в оставленную пустынь. Как видим, справедливо сравнили его с Моисеем.
Но взглянем, как сильно мил он был Богу и людям. В связи с этим замечаем, что есть три вещи, которые делают человека милым Богу, а именно: мудрость, чистота и смирение. То, что благодаря мудрости человек мил Богу, было сказано в Книге Притчей: к слуге разумному, то есть мудрому, благоволит, то есть оказывает милость, царь (14,35). В Книге же Экклезиастика читаем: человек разумный понравится вельможам (ср. Сир 20,27), то есть Богу и ангелам. Разумным назван такой человек, который поступает мудро в делах этого мира. А глупым был бы такой человек, который если бы между многими обычными камнями положили один камень драгоценный, обошел бы этот драгоценный камень и выбрал обычный. Мудрым бы признали того, кто бы выбрал камень благородный. Такой мудростью отличался святой Бенедикт, ибо на этом свете он сделал мудрый выбор. Ибо когда он видел, что одни, как богачи, выбирают своим господином мир, другие, как люди алчущие и склонные к пьянству, выбирают господином свое тело, еще иные, а именно – гордецы, выбирают господином дьявола; и видел, что небезопасно служить этим господам, он выбрал благородный камень, то есть Христа, которому благо служить уже от ранней молодости.
Поэтому также читаем, что, когда Бенедикт в весьма молодом возрасте был послан учиться в Рим, оставил книги и ушел в отшельники. Ибо избегать грехов – наивысшая мудрость, и в этом Бенедикт был подобен Иоанну Крестителю.
Во-вторых, человек становится мил Богу благодаря целомудрию; и именно благодаря целомудрию мил Богу был Иоанн Евангелист. Поэтому, хотя Христос любил всех апостолов, то все же особенно любил Иоанна Евангелиста ради его целомудрия. И ничего удивительного, что Христос любил людей чистых, так как даже люди весьма ценят чистых слуг. Святой Бенедикт выделялся чистотой, посему был мил Богу. Посему читаем о нем, что он хранил целомудрие. Когда однажды искушала его некая женщина, искушение возросло до такой степени, что он захотел уже оставить пустынь. Тогда он подумал: «О Боже, теперь ли мне терять целомудрие, которое столь долго хранил?» А потом разоблачился и нагим лег на находящийся там тернистый боярышник. Когда встал, весь был покрыт ранами. И так, благодаря телесным ранам исцелил раны духовные. Но с тех пор уже никогда никакое искушение не рождалось в его плоти.
В-третьих, человек становится мил Богу благодаря смирению, о чем говорит Петр: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Петр 5,5). Аллегорически представляет это Эсфирь, которая наиболее всех женщин нравилась царю Артаксерксу (Есф 2). Эсфирь переводится как «укрытая», то есть «смиренная» и символизирует смиренную душу, которая в смирении скрывает добрые дела, чтобы не прибавляли ей тщетной славы, хвалы, красоты, величия. Такая душа становится милой Артаксерксу, то есть Христу. Благодаря такому смирению Бенедикт был мил Богу.
Читаем же о нем, что, когда он был отшельником, воссиял многими чудесами. Народ из многих городов и селений приходил к нему, посещал его и чтил. Видя это, Бенедикт ради смирения, и чтобы избежать тщеславия, ушел из того места и отправился в другую пустынь, где оставался неизвестным людям. И потому справедливо сказано о нем, что был мил Богу, а тем самым и людям.
Обратим внимание на слова: которого память благословенна. Здесь было подчеркнуто, что Бог благословил ему во временной жизни, что открылось в том, что Бенедикт сотворил много чудес, а прежде всего прославился пророческим духом. Читаем же, что в монастыре, в котором пребывал святой Бенедикт, был один отрок по имени Плацид. Однажды пошел он поводу, но упал в реку. Тотчас подхватило его течение и увлекло от берега на середину реки. В это время муж Божий, который находился в келье, по вдохновению Святого Духа, тотчас узнал об этом. Посему позвал одного монаха по имени Мавр и сказал ему, что случилось с отроком. Тот, получив от Бенедикта благословение, побежал как можно быстрее и уверенный, что идет по земле, дошел по воде до отрока и схватив его за волосы, вытащил из воды.
Также, однажды, когда мужи Божьи прогуливались возле монастыря, кто-то косил косой колючие кустарники. Неожиданно острие сорвалось с рукояти и упало в глубокое озеро. Когда тот человек весьма опечалился по этой причине, муж Божий сунул рукоять в воду и острие само к ней приплыло. И в этом Бенедикт был подобен пророку Елисею.
Также, однажды, братья хотели поднять на строительстве камень, лежащий на земле, но никоим образом не могли это исполнить. Собралась толпа людей, но и они не смогли поднять камень. Только когда подошел муж Божий и благословил их, очень легко удалось им поднять камень. Из этого следовало, что на камне сидел дьявол, который не позволял его сдвинуть. А когда братья строили весьма высокую стену, явился мужу Божьему вечный враг и заявил, что идет за трудящимися братьями. Тогда он тотчас послал к ним гонца, чтобы сказать: «Братья, будьте внимательны, ибо злой дух идет к вам». Едва гонец успел сказать эти слова, дьявол повалил стену, которая убила молоденького монаха. Но муж Божий приказал принести убитого к нему и воскресил раненного благодаря своим молитвам.
Бенедикт был блаженным в этой жизни не только благодаря этим чудесам, но также благодаря многим другим. Он предвещал братьям день своей смерти. За шесть дней до своей смерти приказал выкопать для себя могилу. А шестого дня приказал принести себя в часовню и там подкрепил свою душу Кровью и Телом Христовым. Наконец, он встал с вознесенными к небу очами и руками и молясь, испустил дух. В тот же день двое братьев – один молившийся в келье, второй, находившийся далеко – имели одинаковое видение. А именно, увидели они путь, усланный ветвями и освещенный бесчисленными светильниками, ведущий из кельи святого Бенедикта на восток аж до неба. Стал возле них, как бы сойдя сверху, некий муж достойного вида, который спросил, чей это путь, который они видят. Когда они ответили, что не знают, сказал им: «Это путь, по которому милый Богу Бенедикт вступил в небо». Посему правильно сказано: Возлюбленный Богом и людьми.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий