Проповедь De sanctis в день обращения святого Павла, апостола Перегрина Опольского.
Vas electionis est mihi iste, ut portet nomen meum coram gentibus, et regibus, et filiis Israel (Деян 9,15).
В связи с сегодняшним праздником мы можем задать три вопроса. Во-первых, почему мы торжественно отмечаем именно обращение святого Павла, а не других святых? Во-вторых, каким сосудом был святой Павел. В-третьих, каким образом он нес имя Христово.
Если речь идет о первом вопросе, заметь, почему торжественно отмечается обращение святого Павла. Можно указать три причины этого. Во-первых, для примера, чтобы никто, даже грешник не сомневался в отпущении грехов, когда увидит, что столь великий грешник удостоился потом милости. Во-вторых, ради радости. Ибо как огромную скорбь переживала Церковь из-за гонений Савла, так пусть почувствует огромную радость из-за его обращения. В-третьих, из-за чуда, которое совершил Господь, когда наиболее жестокого гонителя, каковым был Павел, сделал наиболее верным проповедником.
Посему читаем (Деян 9,1-6), что Павел причинял много зла христианам, пока наконец не пришел к первосвященникам и не получил от них письма, чтобы, если где-нибудь найдет христиан, мог связав, приводить в Иерусалим (ср. Деян 9,1-2), на истязание (Деян 22,5). Но когда он был в пути, внезапно осиял его свет с неба. Он пал на землю и ослеп. Голос же с неба сказал ему: Савл, что ты гонишь меня? А он сказал: Кто Ты, Господи? А Господь ответил ему: Я Иисус, которого ты гонишь. Савл же спросил: Господи, что повелишь мне делать? (Деян 9,3-6). И так, чудесным образом он был обращен. И хотя имел злые намерения, Господь его изменил; и в этом проявляется великая благость Бога.
Когда речь идет о втором вопросе, посмотрим, каким сосудом был святой Павел. Воистину, был это сосуд чистый, прекрасный, вместительный, крепкий и особенный. Во-первых, был это сосуд чистый, и чистота эта была девственной. Поэтому аллегорически представляли его сосуды царя Артаксеркса, в которых царь подавал напитки своим гостям. В Книге Эсфирь читаем: пили из золотых сосудов (1,8). Артаксеркс значит «счастье» и означает самого Бога, поскольку Он осчастливливает всех святых своих. Этот Бог, желая подать в качестве пития небесный напиток своим гостям, то есть людям в этом мире, которые являются гостями и пришельцами, вливает ныне этот напиток в сосуд, который сам очистил, когда повалил Павла не землю и восхитил его до третьего неба, где он, вкусив этот напиток, подал его для пития людям на этом свете, верно их научая и проповедуя слово Божье.
Посему, был этот сосуд очищен по приказу Отца. Сын подготовил это очищение, а Дух Святой совершил. Ибо Отец приказал Сыну, говоря: Отдели примесь от серебра, то есть неверие от Павла, и выйдет сосуд чистый (Притч 25,4), но Сын подготовил его, избрав его и повалив на землю, Дух же Святой очистил его через крещение, отделяя всякую порчу. То, что святой Павел был сосудом девичьей чистоты, открылось в момент его смерти. Ибо когда ему отрубили голову, из его тела излился поток молока.
Во-вторых, был Павел сосудом прекрасным благодаря смирению, которое является украшением всех добродетелей. Ибо оно представлено рубином, который сверкает ярче всех каменьев, находящихся на ризе первосвященника. Посему таким смирением сверкал святой Павел, когда говорил: я - наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1Кор 15,9).
В-третьих, был он сосудом вместительным, полным любви. Ибо, как будто бы он родил весь мир, так всех старался привести к царству Божию, уча, путешествую по миру, молясь за людей. А куда не мог прибыть, отправлял послания, чтобы укрепить их в вере.
В-четвертых, был сосудом крепким, который нельзя было разбить ни одним камнем гонений или мук. Ничего удивительного! Ибо был это сосуд крепкий, сделанный из золота и украшенный благородными каменьями. Ибо проклинали его, а он благословлял. Сам ведь говорит: «три раза меня били палками, однажды камнями побивали (2Кор 11,25), ввергали меня в темницу, прибивали ноги к древу, бросали на съедение диким зверям». Различные мучения переносил, но никак нельзя было его сломить. Так пишет в своих посланиях: Кто же отлучит нас от любви Христовой: скорбь? или теснота? или голод? или нагота? … или меч? (Рим 8,35), как бы говорил: «Никто». Посему и нельзя было его сломить. Когда же по приказу Нерона его вели на казнь, обратились к нему трое солдат, которые его вели: «Скажи нам, Павел, кто тот царь, которого ты так сильно любишь, что ради него предпочитаешь скорее умереть, чем отречься от него? Какую за это получишь награду?» Тогда Павел рассказал им о царстве Божьем и о адском наказании столь красноречиво, что обратил их в веру. А когда они просили его, чтобы свободно ушел, куда хочет, он ответил: «Не годится, братья, чтобы я убегал. Ибо я не боюсь смерти, я не преступник, а рыцарь Христа. Знаю также, что через эту временную жизнь войду в жизнь вечную». Так даже смерть не могла его сломить. Хотя мог ее избежать, не захотел.
В-пятых, был это сосуд особенный из-за света. Ибо он дал свет небесам, земле и адской тьме. Дал Павел свет небесам, ибо сколько грешников он обратил к вере, столько солнц как бы поместил на небе и таким образом осветил огромные небеса, ибо несчетное число солнц отослал в небо. Во-вторых, дал свет земле, проповедуя слово Божье. Ибо его аллегорически представляет тот столп света, который вел сынов Израиля и освещал для них ночь (ср. Исх 13,21). Это он опережает множество верных, освещая их светом слова Божьего. В-третьих, дал свет подземным жителям, то есть тем сомневающимся и неверующим, которых осветил светом веры, как это ясно видно на примере Дионисия. А именно, читаем, что когда однажды Павел читал проповедь, Дионисий, который был философом, но язычником, не верил в то, что говорил Павел. Тогда остановился перед ним слепой и Дионисий сказал: «Если ты вернешь зрение этому слепцу, уверую во Христа». Тогда Павел сказал: «Во имя Христа, прозри!» Тотчас к слепцу вернулось зрение, а Дионисий уверовал и принял крещение. Таким образом оба они были освещены, один телесно, второй духовно. И так Павел был достоин восхищения из-за силы деяний. Ибо сотворил он множество чудес.
Читаем среди прочего, что, когда Павел находился на одном острове, укусила его в руку змея. Однако никакого вреда его здоровью не было причинено, и даже он сбросил змею в огонь. Рассказывают также, что всем, кто являются потомками того человека, который принял святого Павла в гости, с рождения не вредят никакие яды. Поэтому, когда рождаются у них дети, кладут в их колыбельки змей и таким образом проверяют, являются ли эти дети законными потомками. Читаем также о Павле, что однажды, когда он проповедовал слово Божье на какой-то террасе, один молодой виночерпий Нерона, которого император необыкновенно любил, вылез на окно, чтобы лучше слышать Павла, учащего среди толпы. Однако, он задремал, упал и убился. Когда Нерон об этом услышал, весьма опечалился его смертью. Павел узнал об этом в пророческом духе и приказал окружавшим его, чтобы пошли и принесли к нему умершего – любимого двоюродного брата императора. Когда принесли умершего, Павел воскресил его и отослал с его товарищами к императору.
Если же речь идет о третьем вопросе, можем заметить, каким образом он нес имя Христово. Нес же он это имя в сердце - благодаря вере, в руках – благодаря добрым делам и на устах – благодаря проповеди слова Божьего. Подобно также в своих посланиях он пятьсот раз упомянул имя Христово. Когда он прибыл на место казни, обратился на восток и, простерев руки к небу, долго со слезами молился и благодарил Бога. Потом попрощался с братьями, стал на землю на оба колена, вытянул шею и тогда ему отрубили голову. Когда же его голова отделилась от тела, ясно услышали исходящие из нее слова: «Иисусе Христе» - те самые, которые Павел при жизни с такой любовью произносил. Рассказывают, что там, где упала его голова, тотчас забил источник.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий