Проповедь De sanctis в день святого Николая, исповедника Перегрина Опольского.
Ecce sacerdos magnus, qui in diebus suis, placuit Deo (ср. Сир 50,1).
Святая Матерь Церковь, провозглашая эти слова, приближает нам две истины о святом Николае. Во-первых, говорит, что был он великим. Во-вторых, говорит, что во дни свои, когда жил он на этом свете, угодил Богу.
Что касается первого, заметь, что святой Николай был великим как человек. Ибо был он благородного происхождения и происходил из знатного рода. Поэтому поется о нем: «Исповедник Божий, Николай, потомок знатного рода», но еще более благородного благодаря нравам родителей, которые после рождения Николая сохраняли целомудрие.
Был святой Николай также великим своим благочестием. Поэтому говорят о нем, что всю свою жизнь провел в святости. Его величие следует также из его сана; ибо был он епископом, обязанностью которого было: благословлять дев и обручать их с небесным Женихом, посвящать миро, которым помазывают детей и взрослых, посвящать елей для помазания больных, рукополагать священников, которые совершают святейшую Жертву, а также благословлять людей и отпускать им грехи.
На этот пост был он выбран самим Господом, который явил это тогда, когда Николай, когда его купали в первый день его жизни, стал на ноги в корыте во знаменование того, что на этом свете удостоится великого почета. О том, что сам Бог избрал его на этот пост, узнаем из жития святого Николая. Ибо читаем, что, когда умер епископ города Миры, духовные собрались, чтобы избрать нового епископа. Был же среди них один весьма уважаемый епископ. От его голоса зависели решения всех остальных. Когда же он призвал всех поститься и бодрствовать на молитве, в ту же самую ночь услышал он голос, который сказал ему, чтобы во время утренней он стал у дверей церкви, и чтобы того, кто первый будет входить в церковь и имя кого будет Николай, посвятить в епископы. Этот епископ сказал это остальным и призвал их пребывать на молитве. Сам же он стоял у дверей. Во время утренней, как бы чудом присланный Богом, пришел Николай. Остановил его епископ и спросил: «Как зовут тебя?» Тот же, в простоте своей, склонив голову сказал: «Зовут меня Николай, слуга вашего святейшества». Тотчас его ввели в церковь и несмотря на то, что сильно противился, был рукоположен в епископы.
Николай был великим не только при жизни, будучи епископом, но также из-за чудес, ибо, как мы о том узнаем, великие дела свершил Господь через него. Так вот, однажды моряки оказались в опасности на море, и видя, что им грозит, взывали: «Николай, Слуга Божий, если правда то, что мы слышали о тебе, пусть же мы это сейчас испытаем!» Тогда явился им муж, подобный святому Николаю и сказал: «Вот я, ибо вы звали меня». И тотчас буря утихла.
Читаем также о некоем человеке благородного происхождения, который молился святому Николаю, чтобы выпросил ему у Бога сына, обещая, что приведет сына в церковь и вместе с ним пожертвует золотую чашу. Сын родился, вырос и тогда отец приказал сделать чашу. Когда же он ее увидел, сильно она ему понравилась, и он решил оставить ее у себя, распорядившись сделать вторую такую же. Когда же они плыли к церкви святого Николая, отец приказал сыну принести ему воды в чаше, сделанной первой. Когда мальчик хотел зачерпнуть воды, упал в море и тотчас утонул. Отец же его, горько плача, исполнил обет и принес чашу к алтарю святого Николая. А когда поставил там вторую чашу, она покатилась, как будто бы кто-то сбросил ее с алтаря. Когда он поднял ее и снова поставил на алтаре, чаша снова упала. Он поднял ее в третий раз и поставил на алтарь, но чаша снова упала и покатилась еще дальше. Когда все дивились тому, что видели, вот явился мальчик, здоровый, с чашей в руке и при всех рассказал, что, когда упал в море, тотчас явился ему святой Николай и спас его. И так его отец, возрадовавшись, пожертвовал обе чаши святому Николаю. И потому, что через святого Николая Господь сотворил столь великие чудеса, справедливо говорится о нем: вот священник великий.
Когда речь идет о том, что святой Николай во дни свои угодил Богу, можем отметить, что имел он семь добродетелей, благодаря которым это происходило.
Первая – это рано предпринятый акт покаяния. Некоторые начинают каяться в старости, а святой Николай начал каяться в детстве. Подражал он в этом Дитяти Иисусу, которого сразу после рождения спеленали полотняными платками и уже в детстве начал исполнять покаяние.
Второй добродетелью было необычайное воздержание, которым он выделялся не только будучи взрослым, но уже в детстве. Посему Церковь поет о нем: «Николай уже ребенком сильно умерщвлял свою плоть». Ибо читаем о нем, что по средам и пятницам только раз в день он сосал материнскую грудь. Что же скажут в Судный день взрослые грешники, которые даже по пятницам не хотят поститься, чтобы нести покаяние за свои грехи?
Третьей добродетелью было истинное целомудрие, которое он хранил не только по отношению к телу, но также и в мыслях. Посему поется о нем: «Друг Бога, Николай, который дружбу эту заслужил, храня целомудрие!»
Четвертой добродетелью было смирение, которым он неизменно отличался. Ибо три вещи обычно изменяют человека: возраст, достоинство и успех. О возрасте говорит Апостол: когда я был младенцем…, по‐младенчески мыслил…, а как стал мужем, то оставил младенческое (1Кор 13,11). О достоинстве читаем, что почести изменят нравы. Об успехе читаем в Книге Бытия: однако же, когда дела пошли хорошо, главный виночерпий забыл о своем истолкователе (Быт 40,23 (Вульгата)). Но святой Николай не изменил испиленного смирения отношения ни из-за возраста, ибо подобно как в детстве сохранял его, также будучи зрелым мужем; ни из-за достоинства, ибо хранил смирение равно будучи настоятелем, как и подданным; ни из-за успеха, ибо хранил смирение как в невзгодах, так и в успехах. Посему читаем о нем, что, когда стал епископом, сохранял былое смирение и серьезность нравов.
Пятой добродетелью была благочестивая молитва. Читаем о святом Николае, что в молодости он часто посещал святые церкви, жилища святых мучеников и верно хранил в глубине сердца все, что касалось Святого Писания. В его житии читаем, что когда он стал епископом, проводил ночи в молитве, а в смертный час набожно читал псалом: На Тебя, Господи, уповаю (30,2) и когда произнес слова: В Твою руку предаю дух мой (30,6), отдал душу Богу.
Шестой добродетелью Николая было огромное милосердие. Согласно Августину, ничто так не радует Бога, как милосердие. Оно более всего торжествует над дьяволом и избавляет от опасности. Поэтому святой Николай сказал неким людям, чей корабль он спас от крушения: «Помогайте убогим, ибо ни один добрый поступок, сделанный человеку, находящемуся в опасности, Бог так не хвалит, как бескорыстную милостыню». Это святой Николай исполнял в совершенной степени.
Узнаем, что, когда умерли его родители, Николай начал задумываться, каким образом, не ради людской славы, а ради славы Божьей, использовать ему свои огромные богатства. И вот, у одного его соседа было три дочери, которых по причине бедности тот замышлял склонить к блудодеянию, чтобы смочь благодаря этому содержать себя. Когда святой муж узнал об этом, ужаснулся этим преступлением и тайно бросил соседу через окно, замотанную в полотно крупную сумму золота, и также тайно удалился. Когда сосед утром встал, нашел золото и возблагодарив Бога, устроил свадьбу старшей дочери. Спустя короткое время Николай повторил свой поступок. Тот сосед, найдя золото, оказал огромную благодарность и решил отныне бодрствовать, чтобы узнать, кто приходит ему на помощь в его беде. Спустя несколько дней Николай бросил в дом соседа двойное количество золота. При звоне упавшего золота сосед вскочил и побежал за убегающим Николаем. Он догнал его и узнал. Тотчас же он упал на колени и хотел целовать его ноги, но Николай, убегая, потребовал от него, чтобы не раскрывал тайны, пока он будет жить.
Право, весьма милосердным был бы тот, кто так много денег дал убогому. Поступил в этом случае так, как обычно поступают люди благородные. Ибо обычно благородные люди щедры на подарки. Так, когда Александр, одному убогому, просящему денарий, подарил город, а тот сказал, что не может этого принять, Александр же ответил: «Не рассуждай о том, что ты не можешь взять, а о том, что я могу дать». А поскольку святой Николай был благородным, потому также и был щедрым.
Седьмой его добродетелью была стойкость. Посему он мог повторить за Иовом: пути Его я хранил и не уклонялся (Иов 23,11). А поскольку во всех этих добродетелях он выстоял до самой смерти и во дни свои угодил Богу, посему Бог как истинного друга принял его в час смерти. Ибо явились ему ангелы и служили ему в славе и с песнопениями, и привели в небо его душу. Это предрек пророк Исаия, когда говорил: горы и холмы будут петь Богу славу, и все дерева в поле рукоплескать Богу (ср. Ис 55,12). Горы означают великих ангелов, холмы – меньших, дерева – души святых. Посему, при вступлении души святого Николая в небо, горы и холмы пели, а дерева в поле рукоплескали, то есть все ангелы, большие и меньшие, а также все души святых приняли его средь славы и веселья.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий