Проповедь De sanctis в день святых Филиппа и Иакова, апостолов Перегрина Опольского.
Tunc stabunt justi in magna constantia adversus eos qui se angustiaverunt (Прем 5,1).
В связи с этими словами мы можем заметить, что слуги, как это есть в обычае, стоят рядом со своими господами, чтобы им служить, а стража – чтобы вступить в бой. Господь хочет, чтобы этими двумя способами, и мы стояли рядом с Ним, как со своим королем, чтобы Ему служить. Аллегорически это было представлено в Книге Чисел, где читаем, что Господь сказал Моисею: приведи колено Левиино и поставь…, чтоб они Мне служили в моей скинии (ср. Числ 3,6).
Филипп и Иаков названы слугами чистыми, поскольку нет в них никакой порчи смертного греха. Это также аллегорически было представлено в Книге Даниила (1,4), где читаем, что царь Навуходоносор, призвав своего наместника, сказал ему: «Иди и выбери мне из всего моего народа, из всех братьев Израиля, отроков без порока, чтобы были при мне и мне служили». Если даже земной царь хочет иметь слуг чистых и непорочных, насколько же более Христос, который является царем всех, хочет иметь чистых слуг.
В свою очередь, стражи стоят при господине, чтобы оказывать сопротивление его врагам. Так и мы должны сражаться с нашими заблуждениями и дьявольскими искушениями, сопротивляясь таковым. Аллегорически это было представлено в Первой Маккавейской Книге, где читаем, что Иуда Маккавей, вождь сынов Израилевых, видя, что Горгий идет против него с огромным войском, созвал своих людей и сказал им: не бросайтесь на добычу, ибо война еще предстоит нам… но станьте теперь против врагов наших и сражайтесь с ними, а после смело возьмете добычу (1Макк 4,17-18). «Глосса»: Иуда символизирует Христа, который является вождем сынов Израилевых, то есть ангелов, а также всех тех, которые созерцают Господа. Иуда, видя, что Горгий, то есть дьявол, идет против нас с огромным войском искушений, говорит: станьте, вооружившись благими делами и победите врагов ваших, то есть мир и плоть, сопротивляясь грехам и избегая их, и тогда, как победители, одержите награду небесную.
Именно так стали апостолы Филипп и Иаков. Во-первых, пребывали в служении Христовом своей святой жизнью. Во-вторых, были стойкими в борьбе против врагов веры, особенно же своими страданиями.
Так, во-первых, Филипп пребывал в служении Христовом святой и чистой жизнью и потому читаем в Евангелии о двух делах, которые его касаются. Во-первых, что был он привратником Христа, Его дома. Читаем о нем у святого Иоанна, что некие язычники, которые хотели говорить с Христом, не пошли к Андрею или Петру, или к иному святому, но только в Филиппу, говоря: Господин! нам хочется видеть Иисуса (Ин 12,21). Это свидетельствует о том, что ради своей святой жизни и рассудительности, был он привратником Христа. Во-вторых, читаем о нем, что был он распорядителем у Христа и всех апостолов, ибо сказано у святого Иоанна, что, когда вокруг Христа собралась огромная толпа, о трапезе для людей Он не говорил ни с одним из учеников, а только с Филиппом, говоря: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? (Ин 6,5). Отсюда делаем вывод, что Христос установил его распорядителем в этой общине. Так святой Филипп стоял в служении Христовом.
Во-вторых, стойким был Филипп в борьбе с врагами веры. Читаем о нем, что, когда уже двадцать лет он проповедовал слово Божье, язычники схватили его и принуждали принести жертвы идолам. Тогда неожиданно из статуи выскочил дракон, который убил стоящего рядом сына жреца и двоих трибунов, один из которых вел связанного Филиппа. Других же этот дракон поразил испарениями своего полного жара дыхания, что что все заболели. А Филипп сказал: «Уверуйте во Христа и разбейте статуи богов, чтобы ваши больные выздоровели, а мертвые вернулись к жизни». Тогда все закричали: «Сделай, чтобы мы выздоровели, и тогда мы разобьем статуи!» Тогда Филипп приказал дракону, чтобы вернулся на свое место, и чтобы никому не вредил. Потом он исцелил больных и вернул жизнь трем умершим. Какое-то время спустя неверные схватили его и прибили ко кресту, подобно как его Учителя, учение которого он проповедовал. И так последовал Филипп за Господом, а в битве за веру выстоял до самой смерти.
Святой Иаков также пребывал в служении Христовом. Ибо отличался огромной суровостью к самому себе, пламенном благочестием к Богу, искренним почтением и уважением к ближнему. Так, отличался, во-первых, огромной суровостью к самому себе. Читаем, что не пил он вина и других напитков, от которых мог бы опьянеть, не ел мяса и никогда не пользовался баней. Во-вторых, отличался пламенной набожностью к Богу. Говориться о нем, что был столь благочестивым во время молитвы, так часто становился на колени, что кожа на коленях его так затвердела, как видим это у верблюдов. В-третьих, относился с огромным почтением и уважением к ближним, ибо и его уважали апостолы, евреи и вообще все. Апостолы так сильно его уважали, что после муки Господней выбрали его епископом Иерусалима, а свое почтение оказали тем, что он первым из апостолов отслужил мессу в Иерусалиме. Во-вторых, даже евреи относились к нему с уважением, ибо – как говорит Иоанн – он единственный из апостолов ради своей необычайной святости мог входить в Святая Святых, но не для того, чтобы приносить жертву, но, чтобы молиться. В-третьих, уважали его все люди, ибо – как говорит святой Иероним – люди так его чтили и уважали, что каждый кто мог, касался края его ризы и те, которые касались, получали исцеление. Ибо в лоне матери он был освящен и так стоял при Господе как слуга чистый.
Во-вторых, стойким он был в борьбе, как рыцарь Христов. Читаем, что однажды, проповедуя слово Божье в иерусалимском храме, выступил против евреев, проповедуя им веру Христову, кто-то подошел к нему и столкнул его с места, на котором стоял. В результате этого упадка он серьезно захромал. На третий же год исполнения Иаковом епископского служения, евреи, видя, что не устает он в проповедовании слов Божьего и обращает народ, сбросили его с вершины храма и забросали камнями, говоря: «Побьем же камнями праведного Иакова!» Когда его побивали он, пав на колени, говорил: Прошу Тебя, Господи, прости им, ибо не ведают, что творят (ср. Лк 23,34). Тогда кто-то из толпы, взяв шест сукновальщика, нанес ему сильный удар в голову, так что вытек мозг. И так, претерпев мученичество, Иаков отошел ко Христу.
А поскольку во временной жизни Филипп и Иаков этим двумя способами стояли рядом с Богом, поэтому в день суда будут с огромной стойкостью стоять против грешников. Говориться, что святые либо сидят, либо стоят. Сидят те, кто будет судить, те же, которые будут обвинять и свидетельствовать, подобно стоят.
На суде стоять будут Христос, ангелы и святые. Христос будет стоять, показывая грешникам знамения своих страстей и раны, говоря: «Я выстрадал это ради вас. Где ваше служение, где вознаграждение, где труды, где ваша благодарность? Взгляните на раны, которые вы нанесли вашими грехами! Взгляните на бок, который вскрыли из-за вас! Идите от Меня… (Мф 25,41)».
О, Боже, если какой-то слуга получает много в качестве вознаграждения за один год трудов, то какую же награду получит Христос за тридцать лет службы для нас и не только службы, но также за кровь, которую пролил за нас?
О, сколь же страшными будут эти состязания для преступников, когда Отец милосердия окажется столь суровым! Легче бы было им тогда поднять все горы!
Будут стоять также святые, жалуясь на мучения, которые грешники им причинили, и на то, что не были послушны их словам, а насмехались над ними.
Тогда, согласно Златоусту, «не помогут ни богатства богачам, ни родители детям, ни ангелы не будут заступаться за людей», более того: Возрадуется праведник, когда увидит отмщение (Пс 57,11).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий