Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою

5/04/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в праздник Обретения Святого Креста Перегрина Опольского.

Dominus ostendit ei lignum: quod cum misisset in aquas, in dulcedinem versae sunt (Исх 15,25).

Читаем, что, когда сыны Израилевы вышли из Египта и перешли через Красное Море, прибыли в пустыню, где не могли пить воду по причине ее чрезвычайно горького вкуса. Тогда Господь показал Моисею дерево. Когда Моисей бросил дерево в горькую воду, она стала сладкой (Исх 15,22-25). Эти слова можно также отнести к обретению святого Креста. Ибо тогда Бог показал дерево, когда Констанцию явил Крест на небе, а Иуде открыл Крест, скрытый в земле. Тогда воды невзгод превратились в сладости утешения.

В этих словах можем показать, то есть выделить, две правды. Первая – чудесное явление, то есть обретение, святого Креста, что было выражено в словах: Господь показал ему дерево. Вторая – сила, то есть плод этого Креста, что было выражено словами: и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою.

Когда речь идет о первом, обрати внимание, что древо святого Креста было показано посредством многих знамений, из которых некоторые знамения имели место перед его обретением, некоторые же после обретения. Перед обретением ангел дал Сифу, сыну Адама, ветвь для посадки. Читаем у Никодима, что, когда Адам захворал, послал своего сына к вратам рая за елеем милосердия, чтобы умастить ним свое тело и вернуть здоровье. Ангел, который явился Сифу, дал ему ветвь от дерева, у которого согрешил Адам и сказал, что, когда дерево принесет плод, к отцу вернется здоровье. Когда Сиф вернулся, его отец уже умер. Посему посадил он ветвь на его могиле, а она потом выросла как огромное дерево. Соломон же, когда строил храм, приказал его срубить; но оно нигде не пригождалось, поскольку то было слишком коротким, то слишком длинным. Так плотники отвергли его. Потом из этого дерева сделали дамбу на одной речке. Когда же на этом дереве распяли Христа, Адам обрел спасение.

Также перед обретением Крест был явлен императору Констанцию ангелом. Читаем, что когда в то время множество язычников собралось на Дунае, желая захватить все земли до самого востока, император Констанций, узнав об этом, выступил против них, но был охвачен чрезвычайным страхом из-за их множества. Следующей ночью разбудил его ангел и сказал, чтобы взглянул на небо. Так, посмотрев на небо, Констанций увидел сверкающий знак Креста и слова написанные золотыми литерами: «сим знаком победишь своих врагов!» Укрепленный небесным видением, он приказал нести Крест перед войском, а врагов, которые его атаковали, он обратил в бегство, иных убил, еще иных взял в неволю. И так Крест Христов явился перед обретением.

Во-вторых, во время самого обретения появились некие знамения, благодаря которым был обретен Крест Христов, то есть благодаря благочестивой молитве Иуды и аромату, который исходил из земли.

Читаем, что после смерти императора Констанция, его сын Константин, памятуя о победе отца, которую тот одержал силою Креста, послал свою мать Елену в Иерусалим, чтобы отыскала этот Крест. Когда она прибыла туда, приказала позвать к себе всех евреев со всей страны. Испуганные евреи спрашивали друг друга, зачем царица их позвала. Один же из них, по имени Иуда, сказал: «Знайте, что хочет она узнать у нас, где находится древо святого Креста, на котором был распят Христос! Смотрите же, чтобы кто-либо из вас этого не сказал, ибо этим бы был нарушен наш закон! В момент смерти мой дед моему отцу, а отец мне сказал, где он укрыт». Евреи запретили ему выявлять эту тайну. Когда же предстали они пред обличьем царицы и не хотели ей показать ни место, ни Крест, она приказала всех их сжечь на костре. Тогда от страху они выдали Иуду, а она обратилась к нему следующими словами: «Смерть и жизнь – пред тобою. Выбирай, что хочешь, но лучше укажи, где Крест!» Иуда ответил: «Как я могу знать, где укрыт Крест, если прошло уже более чем двести лет с того времени, когда Христос был распят, а меня еще тогда не было на свете». Тогда царица приказала морить его голодом в темнице. Наконец, привели его на место распятия, куда прибыла также и царица, а когда он молился, земля вдруг вздрогнула и вокруг стал разноситься чудесный аромат, тогда Иуда начал копать. А когда он прокопал землю длиной двадцать шагов, нашел три креста. Таковыми вот были знамения во время этого обретения.

В-третьих, явились некие знамения после обретения, которыми были исцеление больного, воскрешение умершего и крик злого духа. Ибо когда нашли три креста, невозможно было отличить Крест Господа от крестов разбойников. Некая достойная женщина страдала в то время тяжкой хворью. Тогда к ней прикоснулись первым и вторым крестом, но это ей не помогло. Когда же к ней прикоснулись третьим Крестом, она тотчас исцелилась и встала. А когда все это происходило, а Иуда держал Крест, несли одного умершего юношу. Иуда положил на него Крест Господень, и он тотчас вернулся к жизни. Тогда был услышан крик дьявола: «О Иуда, что же ты наделал, ты совершил что-то абсолютно противоположное тому, что совершил мой Иуда!» Как бы говорил: «Так как тот предал своего Господа, так ты предал меня, ибо тот с моими подсказками предал, а ты благодаря моему существованию нашел Крест Иисусов. Благодаря Иуде я добыл души многих людей, из-за тебя же много потеряю. Благодаря нему я царствовал среди людей, благодаря же Кресту, который ты показал, я буду отвергнут». И так Елена удостоверилась что это древо было истинным Крестом Христовым, ибо даже от врага получила свидетельство, которое является свидетельством неоспоримым. Тогда она вернулась к себе, забрав с собой часть Креста, а часть оставила в Иерусалиме.

Если речь идет о второй правде, выраженной словами: и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою (Исх 15,25), подчеркнута здесь сила святого Креста, то есть Его плоды. И первым, наиважнейшим плодом является то, что Крест осветил мир. Ибо мир пребывал во мраке неверия, поскольку одни почитали солнце, иные – луну, еще иные – камни. Когда же Христос претерпел страдания, дал нам свет, то есть Крест, который осветил весь мир и теперь каждый уже знает, кто – Творец, а кто – творенье, что – добро, что – зло, что – добродетель, что – истина. Все это имеем благодаря благодеяниям Креста Христового. Было это аллегорически представлено в Откровении: Иоанн видел ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; на голове его была радуга, и лицо его как солнце (Откр 10,1). Ангел символизирует Христа, облеченного облаком, то есть человеческим телом, отмеченного радугой, то есть Крестом, сияющего на подобие солнца, поскольку благодаря Кресту Он отдалил мрак неверия и принес свет Божий.

Вторым плодом Креста является сокрушение ада и освобождение рода людского, который томился в неволе. Захария говорит: Ты также в крови завета твоего освободил узников твоих изо рва, в котором нет воды (Зах 9,11). Поэтому читаем, что Крест имел только три конца. Одним нанес рану в сердце Отца, который благодаря этому смирил свой гнев. Вторым концом ослабил власть сатаны, которую он имел на свете над нашими душами. Третьим концом – сокрушил ад и вывел святых отцов.

Третьим плодом Креста является смягчение и призвание к покаянию черствых и закостеневших в грехах сердец. Аллегорически это было представлено в Книге Чисел (Числ 20,1-11). Читаем, что, когда сыны Израиля перебывали в пустыне и не имели чистой воды, ослабленные жаждой взывали к Моисею, который спросил у Господа совет. Господь сказал ему: «Что ты держишь в руке?» Моисей ответил: «Посох». Господь сказал: «Ступай и дважды ударь им по скале!» Когда Моисей это сделал, вода истекла из скалы, чтобы и люди могли напиться и животные. Моисей символизирует Христа, который посохом, то есть древом Креста, ударяет в скалу, то есть в черствое сердце, заставляя его вспомнить страсти Христовы и Его Крест. Тотчас истекает вода слез и сердце смягчается в сокрушении.

Четвертым плодом Креста является то, что был он нам дан как помощь против злых духов, ибо дьявол очень боится этого знака. Был он представлен под видом жезла: восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава (Числ 24,17), то есть злых духов, сталкивая их в ад. Поэтому не могут они перебывать в месте, где видят знак Креста. Некий человек, желая стать богачом, отправился к чернокнижнику. На его призыв явились злые духи. Один из них шел впереди, как король. Для него также установили трон. Когда он спросил зачем его призвали, чернокнижник ответил: «Этот юноша, стоящий рядом со мной, хочет вам служить, чтобы вы сделали его богатым». Злой дух обратился к юноше: «Хочешь ли ты отречься от Христа?» Юноша ответил: «Конечно не хочу. Ради богатства не отрекусь от Христа!» И тотчас перекрестился, и все это множество злых духов, не вынеся крестное знамение, исчезло. Тогда юноша встал и пошел в церковь, а фигура Распятого, которая там находилась, склонилась к нему. Увидел это некий почтенный житель того города и спросил его, сделал ли он что-то доброе, ибо он увидел, как Христос склонился к нему. Когда юноша сказал, что сталось это потому, что он не хотел отречься от Христа, человек тот дал ему в жены свою дочь и сделал его богатым.

Пятый плод Креста – отверстое для нас небо. Ибо на протяжении многих лет небо было затворено и все отправлялись в ад, но после страстей Христа открылось оно Крестом. Во знаменование этого Стефан узрел небеса отверстые (Деян 7,56). Исаия Крест Христов называет ключом: И ключ дома Давидова возложу на рамена его (Ис 22,22). Свидетельством того, что Крест открывает небо является пример разбойника, распятого с Христом. Читаем, что, когда Господь сказал: Ныне же будешь со мною в раю (Лк 23,43), разбойник просил о каком-либо знамении. Христос сказал ему: «Когда придешь к вратам рая и, если тебя не впустят, покажи знак Креста, говоря: Послал меня тот, кто ныне был распят на Кресте. Вот, показываю вам знак». Когда он показал его, был впущен в рай.

Этим знаком мы были отмечены на челе, чтобы после смерти мы, показав Крест, были впущены в небо. В Судный День этот знак будет отличать верных от неверных.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий