Проповедь De sanctis в день святого Амвросия, епископа и исповедника Перегрина Опольского.
Ecce… servus meus, exaltabitur… et sublimis erit valde (Ис 52,13).
Когда король хочет найти кого-либо, кто бы ему служил, обращает внимание на четыре характеристики. Во-первых, чтобы был чистый; чтобы никто, кто имел бы грязные руки и неумытое лицо, не осмелился бы прислуживать при его столе. Во-вторых, что был должным образом одет; ибо не было бы подобающим, чтобы нес королевскую службу кто-либо, кто носил бы вретище или порванную одежду. В-третьих, чтобы был рассудительным; чтобы знал, как следить за тем, чтобы королю не подали отраву. В-четвертых, чтобы служил постоянно; ибо король хочет, чтобы ему служили не час или день, а всегда. Подобно и Христос, царь неба и земли, требует, чтобы эти четыре черты имели Его слуги.
Во-первых, требует, чтобы слуга был чистым. Кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне (Пс 100,6).
Во-вторых, требует, чтобы слуга был должным образом одет, а именно в ризы добродетелей. Поэтому Господь сказал Моисею: сделаешь Аарону одежды для посвящения его, чтобы он служил в них (ср. Исх 28,3). «Глосса»: Аарон представляет каждого верного человека, который хочет служить этому царю, то есть Христу. Он должен быть облачен в прекрасные ризы, ибо подобно как ризы украшают человека, так добродетели красят душу. И когда человек носит более красивые одежды, его почитают более знатным и более его уважают. Так точно, чем лучше и дороже одеяния, то есть добрые дела, будет кто-либо иметь, тем щедрее будут его награждать Бог и Его святые. Посему никто не осмеливался стать перед царем Артаксерксом во вретище или неподобающих одеяниях. А если перед земным и смертным царем непозволительно было представать в безобразных одеждах, то тем более перед царем небес не предстанет никто, кто не будет облачен в прекрасные ризы, то есть не будет украшен добрыми делами.
В-третьих, требует, чтобы слуга был рассудительным: Благоволение царя — к рабу разумному (Притч 14,35); ибо не хочет иметь глупого слугу. Был бы глупцом тот, кто имея сто гривен, потратил бы их необдуманно в течение одного дня, а на следующий день не имел бы на кусок хлеба. Так и Христос хочет, чтобы мы, используя свои силы в служении Ему, делали это разумно, служа не только в один день, но, чтобы мы Ему служили постами и молитвами как сегодня, так и завтра, и в следующем году. Поэтому читаем в Книге Левит: при всяком приношении твоем приноси соль (2,13), то есть рассудительность. Исидор говорит: «Что только доброго не сделаешь без рассудительности, будет ошибкой, ибо неразумная добродетель считается пороком». Разумным да будет служение ваше (ср. Рим 12,1). Слово ваше… с благодатью, да будет приправлено солью! (Кол 4,6). Посему да будем исполнять добрые дела наши во временной жизни, чтобы мы могли собирать в жизни будущей.
В-четвертых, требует, чтобы слуга служил Ему постоянно, не сиюминутно, но до самой смерти. Служа Ему день и ночь в храме Его (Откр 7,15).
Святой Амвросий служил Христу имея эти четыре добродетели и потому верно сказано о нем: Вот… слуга мой. Посему, во-первых, служил Ему в чистоте, ибо сохранил совершеннейшее целомудрие до самой смерти. Поэтому Иероним говорит, что сохранил он не только физическую чистоту, но также и духовную.
Во-вторых, служил разумно, ибо имущество, которое имел, исполняя епископское достоинство, не закопал в земле и не растратил бесполезно, но все раздал убогим и благодаря этому собрал для себя сокровище в небе, где воры не подкапывают и не крадут (Мф 6,20).
В-третьих, служил соответственно одетым, то есть украшенным добрыми делами. Читаем, что, прежде чем он стал епископом, ежедневно постился за исключением воскресенья и важных праздников. Прекрасной была эта риза; безустанно пребывал на молитвах днем и ночью. Даже в момент смерти не оставлял молитву, но со своим писарем распевал псалмы. Был также облачен совершеннейшим целомудрием. Так читаем, что, когда ему кто-то признался в тяжком грехе и большом преступлении, он плакал так сильно, что склонил к плачу также того, кто у него исповедовался. Посему в такие прекрасные ризы он был облачен.
В-четвертых, служил постоянно, ибо до самого конца выстоял в добрых поступках. И когда перед смертью его окружение пыталось убедить его, чтобы попросил Бога продлить ему жизнь, святой Амвросий сказал: «Я не жил среди вас таким образом, чтобы вынужден был стыдиться жить дольше, ибо вел среди вас святую жизнь». И то, что служил он Христу постоянно, верно сказано: Вот, Слуга Мой… возвысится… и возвеличится, конечно на свете, то есть во временной жизни, и возвеличится весьма в жизни будущей.
Посему был Амвросий во временной жизни возвышен к достоинству епископа самим Богом. Читаем, что, когда в Медиолане выбирали епископа, избиратели начали спорить друг с другом. Святой Амвросий пришел туда, чтобы положить конец спорам. Неожиданно какой-то ребенок, который еще не умел говорить, по приказу Бога начал кричать, чтобы не выбирали никого иного, как только Амвросия. Все тотчас согласились и выбрали Амвросия епископом. Однако он, желая избежать почестей мира сего, пустил к себе развратных женщин, чтобы отвратить люд от этого выбора.
Был также Амвросий во временной жизни возвышен ангелом. Так читаем, что был некий неверующий, который постоянно завязывал ожесточенные споры и которого никто не мог ни убедить, ни обратить в веру. Когда он слушал Амвросия, проповедующего слово Божье, увидел рядом с его ухом ангела, шепчущего ему слова, которые Амвросий произносил к народу. Тогда он и обратился, и начал защищать веру, которую до сих пор гнал.
Был также Амвросий возвышен сатаной. Читаем, что, когда какой-то человек, одержимый дьяволом, прибыл в Медиолан, где находился Амвросий, дьявол тотчас его оставил. Когда же тот человек вышел из города, дьявол снова ним завладел. Когда дьявола спросили об этом он ответил, что боялся Амвросия, святость которого запрещала ему войти в город.
Был также Амвросий возвышен Святым Духом. Читаем, что, когда он лежал ослабленный и пел псалмы со своим писарем, неожиданно Святой Дух под видом огня, окружающего голову святого Амвросия вошел в его уста. Также он сам предрек свой конец, когда должен был умереть. Ибо когда братья и его капелланы сидели возле него, ожидая его смерти, он сказал им: «Напрасно тут сидите, ибо я не умру сейчас, а на праздник Воскресения Господнего, как это открыл мне Святой Дух». И сталось так, как он предсказал, что свидетельствует о том, что был он возвеличен во временной жизни.
Далее читаем: и возвеличится весьма. Когда речь идет об этом, заметь, что святые получают от Бога троякого рода величие. Во-первых, место для обитания, то есть само небо. Во-вторых, судебную власть, чтобы судить. Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19,28), то есть весь мир. В-третьих, прекрасную награду, то есть самого Бога. Этого тройственного величия удостоился святой Амвросий. Это открылось в момент его смерти. Дано ему было вступить в небеса, а это место принесло ему целомудрие, которым он отличался. Кто взойдет на гору Господню (Пс 23,3), то есть в небо? Наверняка тот, у которого руки неповинны и сердце чисто (Пс 23,4).
Получил также Амвросий высокое достоинство, ибо в Судный день будет судить со Христом весь мир. И потому дано ему было воссесть на престоле как тому, кто должен судить.
Получил он также прекрасную награду, то есть самого Бога, который является вознаграждением для всех святых. И потому читаем, что, когда в день Пасхи его тело несли в церковь, дети, которые в этот день были крещены, говорили, что видят над телом его звезду. Звезда — это символ самого Бога, который является звездой, освещающей небо, землю и все, что на них пребывает. Посему, попросим же Господа и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий