Проповедь De tempore в праздник Святой Троицы Перегрина Опольского.
Benedicat nos Deus, Deus noster! Benedicat nos Deus, et metuant eum omnes fines terrae. (Пс 66,7-8).
Эти слова поучают нас, во что мы должны верить и чего мы должны жаждать. В течение года троекратно особенным образом мы чтим Бога. В один день, в торжество Рождества мы прославляем Отца, ибо, смилосердившись над нами, Он послал нам Сына. На Пасху мы прославляем Сына, ибо тогда Он одержал победу над сатаной и смертью. Святого Духа мы прославляли в прошлое воскресенье. И посему сегодня мы празднуем торжество Пресвятой Троицы, чтобы кто-либо не сказал, что, если есть три праздника, то есть и три бога. Слова этого псалма поются сегодня на Утренней, и я бы хотел, чтобы каждый человек знал их, поскольку это прекрасная молитва. Благодаря тому, что в этом псалме Бог призывается троекратно, нас поучают, во что мы должны верить. Так, как будто бы пророк Давид сказал: «Человече, ты должен верить, что есть Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой, и эти три Лица – единый Бог». Каждый христианин, который хочет быть спасенным, должен в это верить.
То, что Отец, Сын и Святой Дух являются единым Богом, было представлено на многих страницах Святого Писания. В Книге Бытия Отец говорит Сыну и Святому Духу: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1,26). Не сказал: «по нашим образам», но «по образу Нашему». Также не обращался Он тогда к ангелам или другим творениям. Ибо творения не имеют силы творить. Слово Сотворим относится к множественности лиц, а по образу – свидетельствует о единстве сущности. На то, что существует один Бог в трех Лицах, имеем также ангельское свидетельство. У Исаии читаем, что Ависай* услышал, как ангелы взывали в строгом порядке: Свят, Свят, Свят Господь Бог! (Ис 6,3). Если ангелы взывали три раза Свят, это свидетельствует о троичности Лиц, а только раз Господь Бог, что свидетельствует о единстве Сущности. Имеем также записанные в конце Евангелии от Матфея свидетельство Христа, которое принес как человек, когда говорил апостолам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28,19).
Также творение дает нам о том свидетельство, через подобие. Сначала пример с водой. Ибо есть источник, из которого выплывает ручей, а в конце образовывается озеро или другой водоем, а вода всюду та же самая. Подобно Отец, Сын и Святой Дух – это единый Бог. Пусть примером послужит также огонь. Можно в нем различить три элемента, а именно пламя, тепло и свет, а все же это один огонь. Подобно и солнце, в котором лучи, тепло и свет, а ведь это только одно солнце. В эти истины мы должны попросту верить и не исследовать их разумом, ибо тот, кто исследует величие, будет погублен гордыней.
Посмотрим, что произошло с одним магистром**, который желая разобрать вопросы, связанные со Святой Троицей, вышел за город, чтобы предаться размышлениям. И вот увидел он одного мальчика, стоящего на берегу и копающего ногою ямку. Спросил он его, что он делает. Мальчик ответил: «Собираюсь перелить эту большую воду в эту ямку». Магистр на то: «Но ведь это невозможно!» Мальчик ответил: «Если это кажется тебе невозможным, то каким образом ограниченный силами разума ты хочешь постичь тайну моей троичности и единства?» Посему оставь свое любопытство, чтобы не погубила тебя гордыня!
Также человек должен подражать, а не восхищаться Святой Троицей. Во-первых, он должен подражать силе Отца, атрибутом которого является мощь, то есть сила, чтобы не был как тростинка, которую колышет каждое веяние ветра. Воистину, человек не должен склоняться при слабом веянии искушения, но должен быть сильным как колонна. Ибо кто по причине греха оставляет Отца, то теряет силу подобно Самсону, когда ему остригли семь кос на голове (Суд 16,19). Сыну мы должны подражать в премудрости, ибо атрибут Сына – премудрость. Посему мы должны Его о ней просить, если таковой не имеем.
Послушаем пример о Соломоне (1Цар 3,5-9), которому Господь сказал, чтобы просил, чего бы тот ни захотел. Соломон попросил тогда не богатства, славы или долгой жизни, а премудрости. Наверняка не просил этой мудрости его сын Ровоам, который из-за своей глупости потерял десять колен Израиля, ибо не хотел послушать совета старших, чтобы быть милосердным и добрым для убогих, но последовал совету молодых, которые были воспитаны с ним в роскоши и не имели опыта в чем бы то ни было. (1Цар 12,1-19). Теряет десять колен тот, кто теряет девять хоров ангельских, а десятый – собрание святых. И является таковым тот, кто не хочет следовать совету старших. Старцем же является советник Исаии, который говорит: Да оставит нечестивый путь свой – через исповедь, и да обратится к Господу – через воздаяние (ср. Ис 55,7).
Должны мы также просить благословения, чтобы мы были благословенны как Иаков, который получил двойное благословение. Одно от Отца, второе от ангела, в чем было представлено двойное благословение святых, первое – благодати, второе – славы. Первое благословение человек получает теперь, второго удостоится в будущем. О первом читаем в Книге Бытия: да даст тебе Бог от росы небесной благословение, и от тука земли изобилие (ср. Быт 27,28). Под росою, которая происходит с неба, мы понимаем божественную природу Христа, под туком земли – человеческую природу Христа, ка бы было сказано: Да даст тебе Бог от росы, то есть от божественной природы Христа, и от Его человеческой природы, изобилие добродетелей.
О втором благословении говорит Книга Бытия, где читаем, что Иаков боролся с ангелом всю ночь до самого утра, и тогда ангел уделил ему благословение (Быт 32,25). Разве не читаем, что благословение Отца невозможно выразить словами, ибо чего око не видело и т.д. (1Кор 2,9). Ангел, однако, изменил Иакову имя, говоря: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль (Быт 32,28), ибо там уже не будет больше борьбы с грехами, но вечное созерцание Бога. Об этом благословении Ахса просила своего Отца, говоря: поскольку ты дал мне землю сухую, то есть временные блага, дай мне и источники воды, окунуть и напитать душу (ср. Суд 1,15). Должна она просить Отца небесного, говоря: землю сухую, то есть временные блага, Ты дал мне, окуни и напитай душу, то есть дай мне небесное благословение.
Но заметим, кто получает такое благословение. Воистину, получают его те, кто почитает своих родителей и послушен им в благом. Касается это не только натуральных родителей, но и духовных, например исповедников. В Экклезиастике читаем: почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от Него (ср. Сир 3,8), так как был благословлён Исаак. Оказал он честь родителям в послушании тогда, когда последовал за своим отцом, когда тот хотел принести его в жертву. Читаем: и благословил его Господь, и щедро обогатил (ср. Быт 26,12).
Благословение уделяется также тем, кто дает милостыню. В Экклезиастике читаем: к бедному простирай руку твою, дабы Бог благословил тебя (ср. Сир 7,35), так как был благословлён Товит, которому Господь вернул зрение (Тов 11,8).
Благословение уделяется также проповедникам и всем, которые склоняют ко благу и ловят души. Поэтому Исаак говорил своему сыну Исаву: возьми теперь орудия твои, пойди в поле, и налови мне дичи, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя (ср. Быт 27,3-4). Исаак означает Бога Отца, который говорит Исаву, то есть каждому грешнику или верному, чтобы принес что-либо с охоты, то есть, чтобы поймал какую-либо душу, которая по причине греха удалилась от Него.
Благословение уделяется также тем, кто одерживает победу над врагами. Было это представлено на примере Юдифи, то есть верной души, которая убила Олоферна, то есть дьявола. Победив, вернулась в город, то есть в царство небесное. Тогда благословляли ее, единым гласом взывая: ты слава Иерусалима, ты радость Израиля, ты честь нашего народа (ср. Иуд 15,9). Так говорят святые душе, которая одерживает победу над врагами.
Благословение уделяется также тем, кто примиряет враждующих. За это была благословлена Авигея, которая примирила Давида со своим мужем Навалом, так что Давид его не убил (1Сам 25,14). Ибо она, услышав, что ее муж так плохо ответил послам Давида, что Давид вышел против него и всего его дома, взяла хлеб, вино и другие необходимые вещи, вышла ему навстречу и поклонилась ему смиренно, отвращая таким образом гнев Давида от своего мужа и дома. Подобно будет со всеми, кто привносит согласие между людьми.
Благословение Божье уделяется также тем, кто исполняет Божие распоряжения. Книга Второзакония гласит: А если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, благословен ты в городе и благословен на поле и т.д. (ср. Втор 28,1-3).
* Не понятно кого Перегрин имеет в виду, согласно Книге, эти слова услышал сам Исаия.
** св. Августин.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий