Surrexit Dominus vere et apparuit Simoni (Лк 24,34).
Хорошие матери часто поступают так, что сперва гневаются на своих непослушных детей, даже их наказывают, но потом, видя их раскаяние и безутешный плач, утешают их сердечно и нежно. Так и Церковь, Матерь наша, вел нас недавно к плачу и посту, напоминая нам в проповедях скорбные страдания и горестную смерть Христа. Делала так для того, чтобы мы, видя огромные страдания Христа, были готовы к ревностному служению Господу, чтобы мы, видя Его кровавую муку, могли принять какое-либо страдание, чтобы мы, видя Его горестную смерть, всегда о ней помнили, ибо Христос страдал не по причине наших вин, но по причине наших грехов. Так и Церковь, как мудрая матерь, после великой скорби ведет нас к великой радости, возвещая ныне воскресение Сына Божьего словами: Господь истинно воскрес.
В этих словах мы можем заметить две вещи. Во-первых, что Христос воистину воскрес, поэтому евангелист говорит: Господь истинно воскрес. Во-вторых, что Он явил свое воскресение, поэтому евангелист говорит: и явился Симону. О, сколь же велика эта радость, что Сын Божий, победив всю дьявольскую силу, восстал ныне из мертвых!
Что же касается воскресения, то замечаем, что воскрес истинно Тот, кто по причине наших грехов лежал в могиле. Будучи господом жизни и смерти, умер и воскрес. Было это представлено в Третьей Царской Книге (19,1-8). Измученный пророк Илия заснул, но разбуженный ангелом, встал, подкрепился и испил воды, а потом сорок дней и сорок ночей шел, пока не добрался до Божьей горы Хорив. «Глосса»: Илия, то есть Христос, уснул тогда, когда добровольно принял за нас смерть. Пробудили Его ангелы, которые служили Ему при воскресении. Христос, чтобы показать, что воскрес истинно, ел и пил, а после воскресения пребывал на этом свете сорок дней и сорок ночей и шел до того места, с которого взошел на эту высочайшую Божью гору, то есть в царство небесное.
Посему Христос воскрес с силою, возбуждая страшный трепет, во знаменование того, что в судный день Он будет суровым судьей. Матфей говорит: устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые (Мф 28,4). Прекрасно было это представлено в Первой Маккавейской Книге (3,1-12). Иуда, прозванный Маккавеем, восстал, чтобы защищать народ свой. Там же читаем: и восстал Иуда… и распространил славу народа своего (Макк 3,1-3). Стал подобным льву и истребил всех врагов, и уничтожил огнем тех, которые беспокоили его народ. «Глосса»: Иуда представляет Христа, который своему народу, то есть праведникам, распространил славу в Царстве Небесном. Соделал Он это именно тогда, когда восстал из мертвых. В судный день Он будет подобен льву, когда вызовет трепет грешников, приговаривая их к вечному пламени словами: идите, проклятые, в огонь вечный (ср. Мф 25,41).
Господь, воскресая, пожертвовал нам наиценнейший дар. Своею Святейшею Кровью отворил царство небесное, которое до сих пор было замкнутым. Прекрасно было это представлено в Книге Бытия (31,17). Иаков оставил чужую землю и отправился вместе с женами и детьми в свою отчизну. «Глосса»: Иаков представляет Христа, который сокрушив дьявольскую силу, на третий день воскрес и вывел своих детей, то есть тех, которых возлюбил, из чужой земли, то есть из мира, отправился в свою отчизну, то есть в царство небесное.
Посему, по примеру Христа восстанем же истинно, то есть с истинным сокрушением, чтобы мы в искренней исповеди сожалели о грехах, ничего не утаивая, а в истинном воздаянии на этом свете прошли покаяние за свои преступления.
Восстанем же с силою против сатаны! В день Воскресения Господнего восстанем для битвы против Эдома! Эдом значит «кровожадный». А кто жаждет крови, если не дьявол, который своими злыми уловками уже так много душ искалечил и убил? Восстанем же с силою против него, неся ближним дар доброго примера словом и деянием.
И явился Симону. Слова эти выражают факт, что Христос после своего воскресения явился пять раз. Сперва трижды явился Марии Магдалине. Во-первых, потому, что она любила Его более других. Лука говорит: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много (Лк 7,47). Во-вторых, явился ей, чтобы показать, что Он умер за грешников. В-третьих, потому, что хотел чтобы эта жена стала теперь провозвестницей жизни, так как некогда была провозвестницей смерти.
Второй раз Господь явился женщинам, которые возвращались от гроба и сказал: радуйтесь! Они же, приступив, ухватились за ноги Его (Мф 28,9).
В третий раз явился Петру, но не известно ни где, ни когда. Возможно, что тогда, когда Петр возвращался с Иоанном от гроба Господнего. А может Петр отдалился от Иоанна и тогда увидел Христа?
В четвертый раз явился ученикам, идущим в Эммаус.
В пятый раз явился ученикам, собравшимся в Иерусалиме.
В память этих событий священник во время мессы пять раз разворачивается к верным. Третий раз разворачивается в молчании. Это символизирует явление Иисуса Петру, о которым явлении мы ничего больше не знаем.
Христос явился также Иакову, о чем говорится в день святой Вальпургии. Иаков принес обет, что не будет ничего есть, пока не увидит воскресшего Господа. В сам день воскресения, до которого Иаков ничего не ел, явился ему Господь и ко всем, кто с ним были, сказал: «Накройте стол!». Потом, взяв хлеб, благословил и подал его Иакову, который был человеком праведным, и сказал: «Брат мой, ешь, ибо Сын Человеческий восстал из мертвых».
Христос явился также Деве Марии и, хотя евангелисты это событие обходят молчанием, то все-же свидетельствует о нем святой Амвросий. Несомненно, Христос своим воскресением сперва обрадовал Матерь, которая более чем другие страдала по причине Его смерти.
Также некий монах засвидетельствовал о воскресении Господнем. Однажды размышлял он о том, как Христос мог восстать из мертвых не повредив гробу. Неожиданно пояс, которым он был подпоясан, упал к его ногам и услышал он голос, который объявил: «Именно таким образом Христос мог выйти из закрытого гроба». Гроб же, в котором положили Христа, высечен был в скале. Имел семь стоп длины и был так высок, что человек стоящий внутри, вытянув руку, едва мог дотянуться до потолка.
Этот гроб означает алтарь, на котором служится таинство Тела и Крови Господней. Кто хочет сегодня приступить к алтарю, должен иметь помазание благочестивой молитвы и чистоты сердца, ибо хлеб этот наичистейший.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий