Проповедь De tempore в Пасхальный Понедельник Перегрина Опольского.
Mane nobiscum Domine (ср. Лк 24,29).
Вчера вы приняли достойного гостя, то есть нашего Спасителя. Блаженны, кто принял Его достойно. Они услышат в судный день это Матфеево: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам. Ибо Я был странником, и вы приняли Меня (ср. Мф 25,34-35). Горе тем, кто Его не принял по причине своих грехов. Таковые услышат слова: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный. Ибо Я был странником, а вы не приняли Меня (ср. Мф 25,41-43).
Горе также тем, которые приняли Его недостойно, то есть в состоянии смертного греха. Ибо совершили такой же грех, как те, кто Его распял. Поэтому Апостол говорит: посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1Кор 11,27). «Глосса»: будет покаран так, как бы распял Христа. Некий святой говорит, что человек, который слушает мессу, которую служит недостойный священник и знает, что этот священник находится в состоянии смертного греха, точно также отягощает свою совесть, как если бы стоял безучастно, когда распинали Христа. В вопросе же исповеди следует сказать, что равно хороший священник, как и плохой, уделяет отпущение действием слов, которые произносит. Месса хорошего священника является, однако, более действенна потому, что легче будет выслушан хороший священник, чем плохой.
Горе также тем, кто хоть и по-настоящему достойно принял Христа, но плохо Его хранит и как будто собственными руками, то есть плохими поступками, изгоняет Его. Чтобы не потерять Господа, необходимо также обуздать свои чувства, как для того, чтобы уберечь сокровище, важно закрыть сундук. Сундук этот – наше тело, в котором слагается небесное сокровище, то есть Тело Христово, и потому должно его внимательно стеречь. Знаете ведь, что замкнутые городские ворота служат его безопасности. Вожделенный взгляд Давида на одну женщину стал причиной греха прелюбодеяния и убийства (2Сам 11). Воистину, он плохо стерег свои очи!
Язык также бывает причиной погибели. Прекрасно было это представлено во II Царской Книге (2Сам 1,1-15). Амалекитянин, который прибыл с поля битвы, объявил Давиду, что Саул был убит. Давид спросил: «как он погиб?» Отрок ответил: «Я увидел его, как он пал на свое копье, а я добил его». Сказал Давид: «как ты смел поднять руку на помазанника Божьего. Уста твои обвиняют тебя!» И приказал его убить. Воистину, Амалекитянин не стерег свои уста и язык!
Верные, которые достойно приняли Христа, должны внимательно следить, чтобы Господа удержать у себя. Ибо если Он их оставит, ничего хорошего их не ждет. В книге Осии читаем: горе им, когда удалюсь от них! (Ос 9,12). Церковь в период Пасхи Господней часто повторяет: Останься с нами, Господи, прося Его, чтобы с нею остался. Однако же, чтобы этот Гость остался с теми, кто Его принял, следует исполнить четыре условия.
Во-первых, следует горячо жаждать, чтобы Христос остался. Люди охотно идут и остаются там, где их гостеприимно принимают и где их просят остаться. Подобно делает Христос. Если же во время Великого Поста ты приглашал Его, ревностно молясь, то сейчас еще ревностней проси Его, чтобы с тобою остался, ибо время, которое мы сейчас переживаем – весьма опасное. В период Великого Поста много чего помогает человеку избежать греха, а именно: молитвы, посты и песни, полные скорби. Теперь же много обстоятельств склоняет ко греху. Люди не только не постятся, но постоянно сыты.
Во-вторых, следует внимательно следить за чистотой дома, в котором пребывает Гость. Пыль легких грехов следует часто выметать метлою исповеди. Следует время от времени кропить жилище водою слез, которая, изливаясь на землю, издает благоухание, возносящееся к небу.
В-третьих, следует внимательно следить, чтобы не впустить в дом того, кто является врагом Христа. Ибо Господь, весь дом хочет иметь для себя и, если, совершая смертный грех, ты впустишь дьявола, Бог с тобою не останется.
В-четвертых, следует внимательно следить за входом в твой дом. Сильные мира сего заботятся о том, чтобы врата их домов внимательно стереглись. После Пасхи следует особенно следить за устами, которые являются как бы вратами твоего дома, ибо устами своими ты принял Тело Господне. Воистину, некоторые плохо их стерегут, обманывая, вредя и обижая ближних, а также говоря непристойно.
Во Второй Царской Книге (2Сам 4,5-8) мы читаем о том, что однажды Иевосфей спал в своем доме, и привратница, следящая за дверями, уснула. В это время двое солдат вошли в дом, который не был охраняем и убили Иевосфея. Под видом Иевосфея мы понимаем человека, который спокойно спит и не заботится о том, чтобы замкнуть врата своего дома, то есть держать уста свои запечатанными. Тогда солдаты, то есть грехи или злые духи, забираются вовнутрь и забирают голову Иевосфея, то есть изгоняют Христа из человеческой души. И посему мы часто повторяем: Останься с нами, Господи. Эти слова сказали те два ученика в пути к Эммаус, которые просили Христа остаться с ними. Возьмем же отсюда науку, что странников и убогих следует не только приглашать, но и настойчиво склонять войти. Сперва же мы должны принять Христа в дом своего сердца, а потом членов Его мистического тела, то есть убогих.
Существует пять причин, по которым мы должны принимать Христа.
Первая причина следует из приказания закона. В Книге Исхода читаем: пусть каждый возьмет агнца по семействам и домам своим, чтобы вы его съели в домах ваших (ср. Исх 12,3). Агнец символизирует Христа, который в Великую Пятницу был принесен в жертву за наши грехи и которого теперь мы должны съесть.
Второй повод – это распоряжение Господа, который говорит: сие творите в Мое воспоминание (Лк 22,19).
Третья причина – это наказ Церкви. Ибо так сказано в «Декреталиях»: «Когда человек дозреет до использования разума, обязан по крайней мере раз в год исповедаться и в пасхальный период принимать святое Причастие».
Четвертая причина истекает из факта, что человек, не принимая Тело Христово, подвергает свою душу огромной опасности. Иоанн говорит: если вы не будите есть Плоти Сына Человеческого, то не будете иметь жизнь в себе (ср. Ин 6,53).
Пятая причина – это надежда на вознаграждение. Иоанн говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин 6,54).
По примеру этих учеников, идущих в Эммаус, которые пригласили Господа, мы должны охотно принимать тех, кто находится в нужде, ибо из гостеприимства вытекает много доброго.
Во-первых, гостеприимство умножает временные блага. Это было представлено в IV Царской Книге (2Цар 4,1-7). Вдова, которая приняла в гости Елисея, не испытывала недостатка ни в муке, ни в масле.
Открытие дома для нуждающихся хранит нас также от вечной смерти. Это было представлено в Книге Иисуса Навина (6,22-25). Раав приняла посланцев Израиля и потому была спасена от смерти. Раав представляет каждого грешного человека, который принимает посланников, то есть проповедников, возвещающих Христа. Их называют благими посланцами, поскольку посланы они для того призвать нас на небесный пир. В судный день те, кто давал прибежище нуждающимся, будут избавлены от смерти вечной, в то время как злые услышат: идите от Меня, проклятые (Мф 25,41).
Человек, который не закрывает свой дом перед ближними, заслужит принять самого Бога. Имеем тому пример. Однажды некий хозяин принял много гостей и странников. Когда он услуживал им при омовении рук, увидел, что руки одного из прибывших были пробиты как у Спасителя. Тогда как раз не хватило у него воды в миске, и он пошел за свежей, но после того, как вернулся уже не застал этого пришельца. Потом, когда в ночи размышлял и дивился событиям прошедшего дня, явился ему Господь и сказал: «До сих пор ты принимал меня в своих ближних, вчера же Мне самому дал прибежище». Поэтому Апостол говорит: Страннолюбия не забывайте! (Евр 13,2). Ибо благодаря ему некоторые понравились Богу, приняв в гости ангелов, как например Авраам (Быт 18,1-4). Гостеприимные дома навестили ангелы, дома же закрытые пред странниками, сожжет огонь и сера.
Посему, пригласим же Господа.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий