Проповедь De tempore в Пасхальный Вторник Перегрина Опольского.
Stetit Jesus in medio eorum, et dicit eis: Pax vobis! Et cum hoc dixisset, ostendit eis manus et pedes (ср. Лк 24,36.40).
Эти слова обращают наше внимание на три вещи. Во-первых, на то, что Христос после своего воскресения стал посреди учеников. Во-вторых, что принес им мир. В-третьих, что показал им руки и бок.
Он стал посреди учеников как тот, кто служил. Матфей говорит: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить (Мф 20,28). Служил нам Господь в своих муках, ибо страдал и усер за наши грехи, поэтому у Исаии читаем: Соделал ты, что служил я ради грехов твоих (ср. Ис 43,24), как бы говорил: «Вашими грехами приготовили вы Мне тяжкую службу». Служба Христа была долгой и тяжкой, ибо тридцать лет служил нам, терпя голод и жажду, трудясь, странствуя многими дорогами, перенося холод и полуденный зной. Тяжка эта служба, когда человек трудится с таким усердием, что обливается потом. Лука говорит: и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22,44). Господь взял на себя столь тяжкий труд, чтобы найти потерянную овцу. Но верного слугу следует щедро вознаградить. Что же мы дадим столь верному слуге? Воистину, можем только повторить за Товитом, который говорил ангелу: если бы я сам себя отдал тебе в услужение, не отплатил бы тебе достаточно за твою службу (Тов 9,2 (согласно Вульгате)).
Стал Он также как тот, кто защищал род людской. Защищал же Он его трояко: словами, слезами и кровью. Словами, когда говорил: Отче, прости им! (Лк 23,34). Защищал же очень мудро, не так как давние отцы, которые за нанесенную обиду требовали отмщения. Так как Захария сын Иодая, который, когда его побивали камнями, воскликнул: да видит Господь и да взыщет! (2Пар 24,22) или как Давид, будучи на смертном одре, приказал погубить Семея (1Цар 2,9).
Защищал Он нас также слезами, взывая: не будь безмолвен к слезам моим! (Пс 38,13). Отец, видя плачущего сына, был тронут в сердце своем. Так Христос плакал на кресте, чтобы склонить Отца к сочувствию.
Защищал Он нас также кровью, когда Его бичевали, венчали тернием, прибивали гвоздями ко кресту и пронзали копьем. Видя это, отец не мог далее молчать, но сказал: вот кровь Авеля, то есть моего возлюбленного Сына, взывает ко мне из земли (ср. Быт 4,10).
Стал Он также как утешитель. Ибо ученики были так поражены смертью Христа, что нуждались в утешении. Он сказал им перед свой мукой: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам… (Лк 18, 31-32). Когда же ученики увидели, что слова эти исполняются на кресте, были поражены, и ничего удивительного, ибо сыновей всегда сильно трогает смерть отца. Посему Господь воскрес и стал посреди них как истинный утешитель, чтобы долее уже не страдали по причине Его смерти. Апостолы же, увидев, что Господь воскрес, не могли уже долее скорбеть, но охватила их великая радость: Возрадовались ученики… (Ин 20,20).
Задумаемся теперь над вторым вопросом, а именно над тем, что Христос принес ученикам мир, говоря: Мир вам! Когда возникает конфликт, необходимо водворение мира. По причине греха произошел разрыв связи между Богом и человеком и во знаменование этого конфликта человек был изгнан из рая. Сатана изгнал грешника из рая, потом гнобил его различными страданиями и наконец смертью. И даже еще после смерти ад угнетал человека. А Христос, когда повис на кресте, воздал Богу Отцу за человека и вражду превратил в мир. Во знаменование этого мира Христос, явившись ученикам, говорит: Мир вам! Как бы говорил: «Не бойтесь и не беспокойтесь без причины, ибо благодаря пролитой за вас крови, давняя вражда обратилась в мир». Одни принимают этот мир, принесенный апостолам Христом. Делают это те, кто кается и осознает то, что через страдания Бога были очищены от своих вин и далее уже избегают грехов. Другие же не принимают мир. Делают это те, кто как бы снова ведет Христа на муки, прибивая Его ко кресту своими грехами. Поскольку ныне грехами они распинают Христа, на суде увидят Его заплеванным, избичеванным, тернием увенчанным. Смертельно израненным приносится на суд, чтобы возмущение против Его врагов было оправдано, и чтобы все, кто Его узрит, скорбели о Нем, взывая: «Осуди и покарай, справедливый судья!» В судный день жестоко израненный Христос придет в окружении своих друзей, то есть ангелов и всех святых, которые вместе с Ним будут взывать: «О грешники, почему вы так изранили своего Творца?» Ибо неразумны те, кто пренебрег предложенным им миром и не избегают грехов.
Задумаемся теперь над третьим вопросом, а именно над тем, что Он показал им руки и бок. Показал так, как хорошо написанную книгу. Эта книга была прекрасно украшена и нет в ней ничего неуместного, ибо Христос никогда не совершил греха. Господь записал нас на своих руках по трем причинам:
Во-первых, чтобы показать Отцу ставшие шрамами раны, которые получил, страдая ради нас, и таким образом склонить Его к милосердию. Было это представлено в Книге Бытия, где Господь говорит: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною… (Быт 9,13). Этой радугой является Христос, которого Отец поместил в небе, чтобы, глядя на Его раны, вспоминал о завете, который умирающий на кресте Сын заключил с Отцом.
Во-вторых, записал нас на своих руках, чтобы никогда о нас не забыть. Говорит Исаия: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих (Ис 49,15-16). Соделал Господь две вещи, которые не позволяют забыть, а именно: любовь матери и знак на руках. Любовь матери, ибо сердце матери печется о ребенке, даже если она сама далеко от него. Так и Господь, хоть и далек от нас, ибо в небе, а мы в изгнании, то все-равно всегда о нас думает и более возможно то, что мать забудет о ребенке, чем Христос о грешнике. Также знак на руках помогает помнить, ибо нельзя забыть ничего, что держим в руке. Посему Христос не может о нас забыть, поскольку принял стигмы ран, чтобы помнить о нас.
Записал Он также нас на своих руках, чтобы в наших сердцах оттиснуть знаки своих страданий. Сердечные друзья, когда должны расстаться, обмениваются на память подарками. Нашему дражайшему другу Христу, уходящему от нас, мы дали подарки, и это – стигмы страдания, которые Он ради нас претерпел, чтобы помнить о нас. Он также оставил нам прекрасный дар, а именно вложил в нас пример любви, чтобы мы любили Его и наших ближних так, как Он нас возлюбил, и чтобы мы о Нем всегда помнили. Во знаменования этого дара Бернард говорит: «Как долго бы я не жил, всегда буду помнить о тяготах, которые понес Христос, пройдя множество дорог, проповедуя евангелие, молясь, плача, умирая и прощая. Буду также помнить о плевках, гвоздях и других орудиях мучений, ибо в противном случае от меня бы востребовали крови Христа, то есть праведника, которая была пролита ради меня».
Посему мы должны заботиться о дарованном нам мире с ближними, ибо великую заслугу у Бога имеет тот, кто хранит этот мир. В «Житиях Отцов» читаем, что однажды, когда Макарий молился, услышал голос: «Ты еще не ведешь жизнь так заслуживающую награды, как некие две женщины, которые живут в близлежащем городе». А когда он расспрашивал об их нравах, узнал, что обе замужем, что уже пятнадцать лет живут вместе и никогда ни одна из них, ни словом, ни делом не обидела другую. Их заслугой было то, что никогда не спорили друг с другом.
Воистину, мир следует хранить со всеми людьми, но особенно нужно заботиться о согласии с собственной женой, ибо если один раз начнешь с ней ругаться, то уже никогда не будет согласия между вами.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий