Выводы

4/15/2022, No Comment

Из статьи брата Григория Мойковского ОР, Rationalis fidei defensio. Концепция миссии среди мусульман Фомы Аквинского, Окончание.

Братья Проповедники с самих своих начал считали себя подражателями апостолов. Поэтому не оставались закрытыми в своих монастырях, а выходили к людям, чтобы проповедовать Слово Божье и уделять таинства. В таком смысле братья всегда были миссионерами, а полем их деятельности был весь мир. Ясно подчеркнул это папа Гонорий III в послании, адресованном св. Доминику и его братьям. Тем не менее Орден Проповедников в период средневековья очень редко принимался за миссионерскую деятельность в больших масштабах, направленную на проповедование Благой Вести среди нехристиан (одним из немногих примеров может быть миссия среди пруссов в первой половине XIII в., которую инициировал св. Гиацинт). Такой подход к миссии имеет свой источник в консервативной экзегетической традиции, которая не ставила ударение на проповедь среди язычников.

Несомненно, огромное влияние на формирование концепции миссии имела мысль Фомы Аквинского. Как было указано, он не написал отдельного трактата, в котором бы в полной мере представил бы свое виденье, но его элементы поместил во многих своих работах, среди них: комментарии к Святому Писанию, Summa contra gentiles, Summa theologiae и трактат De rationibus fidei. Все фрагменты, в которых он относится к вопросу обращения мусульман, указывают, что был он сторонником оборонительной стратегии. А именно указывал, что ролью христиан должна быть скорее защита веры, чем ее пропагандирование. Одновременно он подчеркивал огромную роль рациональной аргументации в контактах с адептами Аллаха, подчеркивая, что только она доступна пониманию и акцептации людей, какую бы веру они не исповедовали.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий