Проповедь De tempore в Великий Четверг Перегрина Опольского.
Exemplum enim dedi vobis, ut quemadmodum ego feci vobis, ita et vos faciatis (Ин 13,15).
Наш Спаситель оставил нам два примера: один – смирения, второй – чистоты. Пример смирения Он дал нам тогда, когда омывал ноги ученикам. Он сказал: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин 13,14). Пример чистоты дал, когда раздал Свое Тело, о чем говорил: это совершайте в память обо Мне (Лк 22,19).
Посему велико смирение Христа, если взвесим то, кем был Тот, кто омыл ученикам ноги. Я – говорит – Господь и Учитель. Кому омыл? Воистину, рыбакам. А зачем омыл? Верно, затем, чтобы и они поступали точно также. Если бы мы задумались над первым – кто умывал, что Господь и Учитель это делал, мы были бы более склонны к подражанию. Ибо обычно кого-либо называют господином или из-за власти, которую он над кем-либо имеет, или потому, что является настоятелем. Господами таким образом называют тех, кто имеет слуг, или духовных и монахов для почтения их святости, или же князей и рыцарей, ради их благородного происхождения. Тот же, о ком идет речь в евангелии, более достойный, чем все принадлежащие к королевскому роду.
Христа называют также Учителем, так как Он совершил все и в Нем сокрыты все сокровища премудрости и разума Божьего, и не было подобных Ему во всем. Поэтому Ему одному приличествует это имя: Учитель. Посему Он сам говорит: и не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель (Мф 23,8). И столь великий Господь и Учитель указывает, кому омывает ноги, когда говорит: Вам, то есть людям.
Милейшие, читаем, что люди омывали ноги людям (ср. Быт 24,32). Читаем также, что люди омывали ноги ангелам (Быт 18,4). Но нигде не читаем, что ангелы омывали ноги людям. И это восхитительное смирение. Не говорю ангелы, но Господин ангелов умыл сегодня ноги людям! Петр, приняв это как нечто необыкновенное, пораженный сказал: не умоешь ног моих вовек (Ин 13,8). Иисус также хорошо мог приказать ангелам, чтобы сделали это, но подал причину, из-за которой Он сам это сделал: ибо Я дал вам пример.
Христос, сам будучи благородного происхождения, умыл ноги рыбакам, ибо подал пример всем знатного происхождения, чтобы не пренебрегали людьми простыми. К этому нас должна склонять и сама природа, ибо все мы происходим от одного отца и от одной матери.
Дал Он также пример святым, ибо, будучи невинным умывал ноги грешникам, чтобы мы не отвергали грешников. Ибо иногда тот, кого мы отвергаем как грешника, может уже быть оправданным Богом, как это сталось с тем мытарем, которого фарисей презирал как грешника, а который все же пошел оправданным в дом свой (Лк 18,14).
Также Христос подал пример благим властителям, чтобы не пренебрегали своими подданными, поскольку сам, будучи Властителем и Творцом, омывал ноги творению. Речь об этом идет в книге Экклезиастика: если поставили тебя старшим, не возносись; будь… как один из них (ср. Сир 32,1).
Во-вторых, Христос подал пример чистоты распоряжаясь своим Телом. Ибо дал нам сегодня свое Тело в пищу, говоря: приимите и ядите, сие есть Тело Мое (Мф 26,26). Ибо тогда исполнилось это пророчество: хлеб ангельский ел человек (Пс 77,25). О, сколь дивна эта перемена! Пища ангелов переменилась в пищу грешных людей. Но Он дал нам также пример, как мы должны принимать эту пищу. Ибо, прежде чем дал нам свое Тело, встал с вечери, снял одежду…, перепоясался полотном… и умыл ученикам ноги (ср. Ин 13,4-5). Дал нам таким образом пример, чтобы мы не как пёс или вепрь осмеливались приступать к Тому, ремней сандалий которого не имел отваги коснуться даже Иоанн, освященный в лоне матери и больший, чем все люди.
Христос научил нас таким образом презирать четыре вещи, если мы хотим принимать это Таинство: обжорство, во знаменование чего он встал с вечери; жадность, во знаменование чего Он снял одежду; бесстыдство, во знаменование чего препоясался полотном, а также вожделение сердечное, во знаменование чего, Он умыл ноги. Посему, встав с вечери Он указал нам что следует презирать обжорство, а хранить воздержание. Ибо недостойны принимать это Таинство те, кто не Христу служит, а собственному чреву. Апостол говорит: мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр 13,10), то есть плоти. Посему также Церковь постановила, что это Таинство следует принимать с очищенным постом желудком. Тем, что Он снял одежду, утверждает отвергнуть жадность и творить милосердие. Ибо это таинство любви, которая не ищет своего, но которую имеем в себе (ср. 1Кор 13,5). Жадность не участвует в этой тайне, ибо живет сама для себя. Таким был Иуда, который заведовал общим апостольским ящиком для пожертвований, был же вором, и будучи таковым осмелился принять Тело Христово. И после куска вошел в него сатана (Ин 13,27). Поэтому многие сегодня имеют обычай отдавать одеяния убогим. Тем же, что препоясался полотном, Христос указал, что следует воздерживаться от распущенности и блюсти целомудрие. Ибо полотно благодаря множеству ударов становится белым. Точно так и воздержание достигается благодаря множественным умерщвлениям плоти, благодаря постам и другим умерщвлениям.
В Книге Исход было сказано, что священники, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы их не поразил (Исх 19,22). И потому Христос показал умыванием ног, что перед Его принятием следует удалить не только телесную грязь, но и все, что отягощает сердце. Пусть же каждый человек остерегается этих четырех грехов и пусть вкушает от этого Хлеба и пьет из этой Чаши. Кто таким образом подготовлен и чист вкушает Тело Христово и пьет Его Кровь, имеет жизнь вечную (ср. Ин 6,55).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий