И когда Иисус приблизился к Иерусалиму, то, смотря на него, заплакал о нем

8/21/2022, No Comment

Проповедь De tempore в десятое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Et ut appropinquavit, videns civitatem flevit super illam (Лк 19,41).

В этой евангелии можем заметить две правды. Во-первых, благость Христа, проявляющаяся в том, что Он, увидев город, заплакал. Во-вторых, слепоту людей в словах: о, если бы ты познал (ср. Лк 19,42), добавь: «ты бы заплакал». Так, сказано было: Иисус, увидев город.

Великая благость Бога подчеркнута тем, что Он, видя своих неприятелей, которые должны были Его оплевать, связать, взвалить на Него крест, чтобы его нести, наконец, со связанными глазами, как вора, вывести за город и умертвить на кресте. А Он не только хотел их видеть, но также оплакивать их беззакония. Это было знамение наибольшей благости. Оплакивал же Христос несчастье, которое грозило Иерусалиму со стороны Тита и Веспасиана. После взятия города часть населения они уничтожили, часть взяли в плен, а других продали, по динарию за тридцать человек, так как иудеи отдали Христа за тридцать динариев. Пусть этот пример вызовет и наши слезы.

Оплакивать же мы должны грехи, чтобы были нам отпущены; с просьбой о милости, чтобы мы ее снискали; по причине бед, чтобы мы могли из них выйти; а также об отчизне, чтобы мы в неё пришли.

Посему, прежде всего мы должны оплакивать грехи. Но ты скажешь: «Почему я должен плакать?» Если бы ты захотел внимательно присмотреться к своим грехам, которые ты сотворил, к добру, которое упустил, наказанию, которое заслужил, награде, которую потерял, горько бы ты заплакал. Посему должен ты плакать, ибо убил свою душу грехами. Книга Премудрости гласит: Человек… злобою своею убивает душу (ср. Прем 16,14). Поэтому плакал святой Петр. Когда отрекся от Христа, выйдя во двор, горько плакал. Если Петр плакал из-за троекратного отречения, на сколько же более ты должен оплакивать сто или тысячу актов отречения. Ибо сколько ты совершил смертных грехов, столько раз ты отрекся от Бога. Поэтому Апостол говорит: они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит 1,16). Воистину, те, кто оказался бы в доме, охваченном пожаром, быстро старался погасить огонь водой. На сколько же более должен плакать грешный человек, чтобы угасить пожар водою слез, если бы его сердце и душа горели пламенем преступлений.

Человек оплакивает смерть тела друга, но не оплакивает смерть души. Таким образом оплакивал – обрати на это внимание – свою смерть Езекия. Когда услышал он, что умрет, тогда отворотился лицом к стене… и заплакал… плачем великим (ср. Ис 38,2-3). Стена символизирует грех, который отделяет нас от Бога. Тот, кто часто имел бы эту стену перед очами сердца, сильно бы плакал. Посему, так как Езекии Бог простил грех, продлевая его жизнь именно потому, что тот плакал, так точно и нам отпустит наши грехи, если мы будем их оплакивать. Мы заслужили то, чтобы плакать, ибо через грех мы отдалили Бога от души, а через плач мы снова призываем Его. Аллегорически это было представлено в Книге Товита. Плачущая душа говорила: Ах, … сын мой! Зачем мы послали тебя в чужую страну, свет очей наших, поддержку старости нашей, утешение жизни нашей? … Имея в тебе самом все вместе, не должны были мы тебя отпускать (ср. Тов 10,4-5). Поэтому тотчас же после ее плача сын вернулся к ней. Эта душа означает душу грешника, которая, совершая смертный грех, отдаляет Христа от себя. Но такая душа должна плакать. Тогда вернется к ней Товия, то есть Христос – свет очей, утешение жизни, благодатью поддерживающий нас в пути, по которому мы идем в небо. Заключает Он в себе все блага, которые когда бы то ни было можно было бы себе вообразить.

Должны мы также плакать, прося о милости, чтобы ее для себя снискать. Об этом речь идет в Книге Осии: В силах его было бороться с ангелом. И превозмог ангела, и укрепился, плакал и умолял его (ср. Ос 12,3-4). Эти слова были сказаны о борьбе, благодаря которой Иаков получил благословление ангела (Быт 27,41). Иаков символизирует каждого верующего, который добрыми делами борется с ангелом, то есть со Христом. Обращаясь к Нему с просьбой, молится с плачем и получает благословение милости. Милость снискивают плачем не только добрые, представленные в особе Иакова, но также и злые, которых представляет Исав. Аллегорически было это представлено в Книге Бытия, где читаем, что Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль (Быт 27,34). А когда, возвысив голос свой, заплакал, тронутый Исаак сказал ему: вот, от тука земли и от росы небесной свыше будет благословение твое (Быт 27,39). Исаак означает Христа, который видя Исава, плачущего из-за утраты благодати, то есть плачущего грешника, тронутый милосердием, говорит: от тука земли, то есть в вечных наслаждениях, и от росы небесной, то есть в благодати Святого Духа, будет благословение твое.

О третьем вопросе речь идет в Книге Иова. Перечислив несчастья, которые он претерпел, Иов сказал: Лицо мое побагровело от плача (Иов 16,16). Ибо многообразны несчастья, по причине которых человек должен плакать, чтобы их избежать. Таковые: голод, жажда, холод, зной, боль, гнет и различные искушения мира сего и дьявола. И потому Иоана говорит: объяли меня воды до души моей (Ион 2,6). «Глосса»: Море, в которое брошен был Иона, это мир, в котором Иона, то есть каждый человек, объят водами несчастий и волнами угнетений, пока продолжается день его жизни. Как же сильно этот человек должен плакать над этим и страшиться этого. Особенно же человек должен оплакивать смертный приговор, когда вынесет его Судья живых и мертвых. Вора или грабителя, когда его поймают на горячем, сперва бросают в темницу, потом морят голодом, потом ведут в суд, судят, обвиняют его, и среди всего этого он сам не так сильно плачет и боится. Но когда оглашают приговор, в котором судья говорит: «Приговариваю его к смерти», тогда сразу начинает плакать и молить. Точно так и мы, если уж не можем сразу плакать из-за перечисленных тут несчастий, то хотя бы, вспомним тот приговор, из-за которого плакала Сусанна, когда была приговорена к смерти лицемерными судьями. Плакала она так сильно, что все присутствующие плакали вместе с нею. Наконец, Господь, видя ее слезы, смилосердился над нею и спас ее от смерти (Дан 13). Сусанна означает каждую верную душу, которая, памятуя об ожидающем ее вечном смертном приговоре, а также боясь ложных свидетелей, то есть злых духов, начинает плакать. И именно благодаря слезам освобождается Даниилом, то есть Христом.

В-четвертых, должны мы плакать, чтобы вернуться в отчизну, которую мы утратили. Посему хозяева, когда властители изгоняют их из своих имений, сильно скорбят и плачут, и стараются как могут, чтобы вернуть те блага, которые у них были отобраны. Поэтому и сыны Израилевы, будучи в вавилонском плену, говорили: при реках Вавилона, там сидели мы и плакали и т.д. (Пс 136,1). Сион означает зерцало. Представляет оно обличье Бога, которое является зерцалом всех пребывающих в небе. Когда мы вспоминаем об этом зерцале, мы должны плакать как те, пребывающие в вавилонском плену, то есть в неволе мира сего. Когда же мы узрим это зерцало, отступят все наши опасения. Можно привести следующий об этом рассказ.

Была такая страна, в которой люди никогда не могли веселиться. Наконец, прибыл к ним некий учитель и сделал им зеркало. Каждый, кто в него смотрел, тотчас становился веселым. Эта страна означает мир, в котором мы живем. Если бы мы его хорошо познали, никогда бы не были веселыми. Зная об этом, учитель, то есть Бог Отец, сделал для нас зерцало, то есть человеческую природу Христа. Когда в него один раз посмотрим в небе, уже никогда не будем переживать, но будем радоваться всем сердцем. Если здесь, на этом свете мы иногда смеемся, делаем это наполовину, ибо вся радость, которую мы чувствуем во временной жизни, перемешана с печалью. Таким образом был выяснен первый вопрос.

Переходим ко второму. В нем осуждается человеческая слепота в словах: о, если бы ты познал (ср. Лк 19,42), добавь: «ты бы заплакал». Ибо в этой жизни люди привыкают к тому, что они трижды слепы, а именно: через богатства, через удовольствия и через почет.

Так ослеплен был один рыцарь, о котором рассказывает Беда. У одного английского короля по имени Конрад был любимый, но отданный суетам мира сего, рыцарь. Когда этот король время от времени убеждал его, чтобы то обратился к Богу, рыцарь тот обещал, что сделает это в старости, или во время болезни. Король сказал ему: «А что будет, если Бог сделает так, что ты не дождешься ни одного, ни второго?» На это рыцарь: «Надеюсь, что дождусь». Уже тогда он был трижды ослеплен. Наконец, он заболел. Убеждаемый королем, ответил: «Не покаюсь, пока не выздоровею, чтобы случайно не говорили, что сделал это из страха пред смертью». Король спросил: «А что будет, если Бог не позволит тебе выздороветь?» А рыцарь: «Надеюсь, что позволит». Снова король отошел печальным. И появились два ангела, и раскрыли перед рыцарем книгу, в которой были записаны совершенные им добрые дела. После них вошла толпа бесов. Один из них сказал ангелам: «Вы не имеете на него никакого права». Ангелы отошли печальными. Бесы же открыли перед ним огромную книгу, в которой были записаны все его прегрешения, какие он совершил, а также приговор, назначенный их начальником. Ответили другие бесы: «Он в твоих руках». А тот приказал, чтобы один из них раскаленным железом пробил кончик его сердца, а второй подобным образом пронзил его стопу. В это время вернулся король и начал убеждать его как обычно. А рыцарь на это: «Слишком поздно, господин! Ибо уже вынесен на меня приговор. Именно потому, что я был ослеплен богатствами, удовольствиями и почетом, среди которых я жил у тебя. Я надеялся, что всегда буду ними пользоваться». Говоря это, несчастный, достойным жалости образом, испустил дух. И так мы объяснили все.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий