Проповедь De sanctis в день святого Луки, евангелиста Перегрина Опольского.
Mihi autem nimis honorificati sunt amici tui, Deus… (Пс 138,17).
Пророк, видя великую славу, которую ныне святые обрели в небесах, охваченный восхищением изрек эти слова: в огромном почете и т.д. Так вот, друзья Бога – это святые апостолы и евангелисты, среди которых был также святой Евангелист Лука. Делали они все, что было согласно с волей Божьей. Но посмотрим, кто является другом Бога. Подробно говорит нам это Соломон в Книге Притчей: Кто любит чистоту сердца…, тому царь — друг (Притч 22,11). Весьма полезно быть другом Царя небесного, который может человека защищать и обогащать, ибо Он силен и щедр. И не удивительно, что любит Он чистых слуг, если читаем о Нем, что служат Ему и сопутствуют в небесах девы. Также люди любят чистых слуг. Ибо если бы кто-либо подал своему земному господину грязной рукой чашу для питья, его не посчитали бы хорошим. Точно так и с Господом небесным. А то, что святой Лука был чистым слугой Христа – читаем о нем, что не было у него никогда ни жены, ни детей, но непорочным жил он до конца своих дней – поэтому справедливо Пророк называет его другом Бога.
В Святом Писании читаем о четырех особах, которые были названы друзьями Бога. Представляют они четыре рода людей. Это прежде всего Авраам, о котором читаем: поверил Аврам Богу, и вменилось ему это в праведность (Быт 15,6). Был он назван другом и сказано было ему: выйди из земли твоей, от родства твоего…, и иди в землю, которую Я укажу тебе (Быт 15,6). И он сразу же исполнил распоряжение Господа. Авраам представляет духовных, которые оставляют свою землю и свою семью и идут в монастырь. Таковые являются друзьями Христа, ибо всегда пребывают с Ним в Его доме. Таких Он называет сынами, говоря: «Все что мое – твое», как бы говорил: «Поскольку ты оставил отца и мать, и все свое имущество, за это будешь иметь меня и все, что мое, то есть царство небесное». Авраам был также послушен тогда, когда пожертвовал сыном. Точно так послушны духовные, что видно тогда, когда их посылают далеко от друзей, иногда около ста миль, и они должны идти ради послушания Богу, которое обещали. Посему, если хочешь, чтобы Бог был твоим другом, будь послушен Его распоряжениям и своим исповедникам, и твори добро.
Вторым другом был Моисей. Читаем о нем, что говорил он с Богом так дружественно, как друг с другом. Он представляет учителей и проповедников, которые разговаривают с Богом тогда, когда излагают Святое Писание. О Моисее также читаем, что он вывел народ из Египта. Подобно также и проповедники своим учением выводят грешников из тьмы греха в пустыню смирения, откуда потом входят эти грешники, благодаря свету слова Божьего в землю обетованную, то есть в царство небесное. Когда человек входит ночью в свой дом и зажигает свет, тогда видит все, что находится в его доме. Подобно этому свету, которое зажигает человек, входящий ночью в свой дом, есть свет слова Божьего, падающее в сердце грешника, в котором царит тьма греха. Тогда видит он все, что натворил и чем оскорбил своего Творца.
Третьим другом был Иоанн Креститель, о котором сказано, что он друг жениха (Ин 3,29). И что же мы о нем читаем? Верно, еще будучи юношей он отправился в пустынное место (ср. Лк 1,80), то есть в место покаяния, ибо так звучало первое учение Иоанна: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3,2). И не сказал: «Приближается Царство Небесное», но сказал такие слова: Приблизилось к вам Царство Небесное. О, как же далеко от грешника есть царство небесное. Ибо сказано, что, если бы человек жил семь тысяч и семьдесят лет и каждый день проходил сорок миль, даже тогда не мог бы туда дойти. А если незамедлительно исполняет покаяние, тогда он очень близок к этому царству, ибо в мгновение ока будет там, если умрет после исполнения покаяния. Посему, если хочешь, чтобы Христос был твоим другом, исполняй покаяние за свои грехи!
Четвертым другом был Лазарь. Поэтому сам Христос сказал о нем: Лазарь, друг наш, уснул (Ин 11,11). Поэтому Христос пошел к нему как к другу, хотя он уже смердел, и воскресил его из мертвых (ср. Ин 11,39-44). Лазарь представляет грешника, который умирает тогда, когда совершает смертный грех. Он также смердит для Бога и Его ангелов более чем какой-то труп.
Пример: когда один отшельник проходил с ангелом через пустынное место, возле дороги лежал смердящий труп. Тогда пустынник начал затыкать нос, а ангел нет. Тогда появился напротив них какой-то красивый юноша, от которого ангел начал отступать на дороге. Закрыл также от него лицо, чему отшельник начал дивиться. А ангел сказал ему: «Этот юноша, который стоит напротив нас, хотя и красив телом, однако мертв духом и белее смердит для Бога, чем какой-то разлагающийся труп».
В этом знамении открывается любовь Господа к грешникам. Читаем о Нем, что всегда был с ними, ел с ними и пил. Посему, года евреи Его однажды обвинили, что ест и пьет с грешниками, ответил им: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Лк 5,32; Мф 9,13; Мк 2,17). И потому, что их возлюбил, премного пострадал ради них, в конце же претерпел за них скорбную смерть. И потому, если ты грешник, не теряй надежду, ибо есть у тебя верный друг Христос, который, если бы ты только захотел к Нему обратиться, в будущем почтет тебя как друга. Поэтому Пророк говорит сегодня: в огромном почете и т.д.
А поскольку святой Лука был другом Христа, посему почетно отличил его Господь во временной жизни, а в будущем, в судный день, будет он еще более возвышен. Так отличил его в земной жизни, во-первых, Бог Отец, ибо сделал его своим писарем. Вознес его Сын Божий – Христос, тем, что сделал его своим вестником. Ибо Господь выслал его вместе с семьюдесятью двумя иными учениками, чтобы проповедовал слово Божье пред Его обличьем. Возвысил его Святой Дух, ибо был Лука для Него чистейшей обителью.
Так читаем о нем, что умер он исполненный Святым Духом, для которого премного дорогой была эта обитель, и не хотел ее оставлять даже в смертный час, когда все обычно оставляют умершего человека; оставляет даже матерь своего сына. Вознесла его Матерь Божья, ибо был он ее особенным капелланом, которому Дева открыла наиболее тайные дела. Ибо рассказала ему об ангельском приветствии и о других событиях, связанных с судьбой Ее Сына. Почтили его ангелы, ибо перенесли его как друга Христа из этого мира на небесную трапезу.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий