Проповедь De sanctis в день Одиннадцати Тысяч Дев Перегрина Опольского.
Adducentur regi virgines post eam (Пс 44,15).
Пророк Давид, узрев в видении Святого Духа, что святая Урсула должна привести ко Христу столько дев, изрек эти приведенные выше слова. Выражается в них сегодняшний праздник, а именно торжество Одиннадцати Тысяч Дев, среди которых особенно выделяется святая Урсула. Всех остальных она обратила ко Христу и привела к Царю небесному. Поэтому эти слова весьма хорошо к ним подходят.
Благодаря этим словам узнаем, что было три проводника, которые привели этих дев ко Христу. Первым было девство. Поэтому читаем в Книге Премудрости, что непорочность приближает к Богу (ср. Прем 6,20 (Вульгата)). Чем более человек чист на этом свете, тем ближе он к Богу, а чем более грешен – тем ближе к аду и более отдален от Бога. Посему всем нечистым Бог на суде скажет эти слова из Откровения: А вне — псы и чародеи, и любодеи! (Откр 22,15). И посему следует остерегаться нечистоты, которая отделяет человека от Бога.
Вторым проводником этих дев была праведность, которую они блюли в этой жизни. Посему Пророк говорит: Вот врата Господа; праведные входят в них (ср. Пс 117,20). Только истинно праведные, ибо ни один неправедный не войдет. Посему грабители, клеветники, воры и все нечестивцы должны сильно бояться, ибо если не обратятся, никогда не войдут в эти врата, но пойдут на вечную муку, когда им будет сказано: Идите… проклятые, в огонь вечный! (Мф 25,41).
Третьим проводником этих дев было их мученичество. В сегодняшний день они претерпели это мученичество ради Христа; было оно столь сильно прославлено. Ибо был в Британии один христианский король по имени Нот. Была у него единственная дочь по имени Урсула. Отличалась она достоинством нравов, премудростью и красой, так что слава ее имени ширилась повсюду. А король Англии, который был весьма могучим и подчинил своей власти множество народов, когда услышал о славе Урсулы, выслал к ее отцу достойное посольство с громкими обещаниями, а также добавил угрозы, чтобы он отдал Урсулу в жены его единственному сыну. Отец, выслушав послов, начал беспокоится, что должен выдать свою дочь за почитателя языческих божеств. Дева не хотела на это согласиться, но все-таки боялась жестокости короля. Посему, вдохновленная Богом, сама посоветовала отцу, чтобы дал согласие, однако, при том условии, что король в утешение пришлет ей десять благородных девиц в качестве ее служанок, а также что как к ней, так и к ним присоединяться еще тысячу девиц, а молодой королевич примет крещение. Урсула хотела этими как бы невозможными для исполнения условиями отвести его сердце от этого намерения. Однако юноша охотно принял условия, окрестился и распорядился, чтобы все ему быстро подготовили. А отец девушки назначил мужей, в помощи которых как она, так и войско, сопутствующее ее свите. Они заботились о продовольствии.
Вот, отовсюду толпами прибывают девы, отовсюду спешат мужи на столь огромное зрелище, ибо множество епископов присоединилось к ним. Когда же собрались почти все девы и шли по пути, спустя какое-то время Урсула, молясь, всех их обратила в веру. Когда наконец они сели на корабли, в течение одного дня – благодаря попутному ветру – моряки прибыли в Кёльн. Здесь явился Урсуле ангел Господний и предсказал, что они все должны будут еще сюда вернуться и одержат венец мученичества. Оттуда же они пешком прибыли в Рим. Папа Кириак принял их с радостью и окрестил многих из тех, которые до сих пор не были крещены. В ту же самую ночь у папы было видение с неба, что Урсула с этими девами одержит пальму мученичества. А когда настало утро, он отказался от своего достоинства и поста и выехал из Рима.
Двое же нечестивых предводителей римского войска, видя огромное множество девиц, к которым присоединилось много мужчин и женщин, устрашились, что из-за них христианская религия еще более укрепится. Посему они выслали посла к Юлиану, породнившемуся с наивысшим властителем Гуннов, чтобы, послав против них войско, убить их, когда они прибудут в Кёльн. Также жених Урсулы, Этерий, который находился в Британии, распоряжением ангела был склонен, чтобы поспешить, выйти на встречу своей невесте, чтобы вместе с нею принять в Кельне пальму мученичества. Приняв Божье увещевание, он вышел ей навстречу. Все же девы с перечисленными уже епископами вернулись в Кельн и обнаружили его осажденным враждебными Гуннами. Язычники, увидев их, с громким криком бросились на них, и впав в ярость как волки при виде овец, перебили всю свиту. Когда же поубивали всех других, подступили к святой Урсуле. Князь оторопел, увидев ее необычайную красу. Старался смягчить ее скорбь из-за резни дев и поклялся, что возьмет ее в жены. Но когда Урсула решительно его отвергла, почувствовал себя униженным, и пустив стрелу, пронзил ее. Таким образом все девы были приведены этим проводником, то есть мученичеством, к их Жениху – Христу.
Этот проводник привел также апостолов к Царю небесному. Посему, кто жаждет быть спасенным, должен что-либо претерпеть ради Христа. Ибо святой Иероним говорит, что весьма трудно, и даже невозможно, чтобы кто-либо из роскоши перешел к роскоши. Когда один монах, питавший огромное благочестие к этим Девам, тяжко заболел и утратил всякую надежду на выздоровление, однажды узрел весьма прекрасную деву, которая сидела рядом с ним и спрашивала, узнает ли он ее. Она сказала ему: «Я – одна из Дев, к которым ты питаешь столь сильную любовь. Чтобы получить вознаграждение за эту любовь, прочитай одиннадцать тысяч раз Молитву Господню, а в смертный час мы станем для тебя утешением». Этот монах, быстро, как только смог исполнил это, и сразу позвал всех собратьев и наказал уделить ему последнее помазание. А когда принял елей, тотчас воскликнул, чтобы братья встали и освободили место для святых Дев, которые приходят. Когда спросил его аббат, что это значит, он рассказал ему об обещании святой Девы. Когда все вышли и вскоре после этого вернулись, поняли, что он отошел ко Господу.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий