Проповедь De sanctis в день Очищения Пресвятой Девы Марии Перегрина Опольского.
Et impleti sunt dies purgationis Sanctissimae Mariae (ср. Лк 2,22).
В этой евангелии речь идет о трех делах, с которыми связано сегодняшнее торжество, а именно: об очищении Марии, о жертвовании Дитя и о встрече Симеона со Христом.
Во-первых, сегодняшний праздник называется праздником Очищения. Но это необычно, что очиститься захотела та, которая не нуждалась в очищении, ибо была наичистейшей, чистейшей всех творений. Ибо она уже в лоне матери была освящена и избавлена от первородного греха. Еще более была очищена на этом свете, поскольку никогда не совершила даже легкий грех, что – согласно Бернарду – не было дано никому из рожденных женщиной. Но особенно была чистой, зачиная Сына. Ибо Святой Дух, входя к ней, соделал ее Святою Святых, так что не было в ней никакого пятна. Посему, Святой Дух, видя, как она прекрасна и чиста, произнес: Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! (Песнь 4,7). Несмотря на то, что была она столь прекрасна, хотела очиститься, отправившись спустя сорок дней в Храм, как предписывал Закон, чтобы явить смирение и над нам пример, как мы должны очищаться, а именно – во всех наших членах и наших чувствах.
Посему должны мы по примеру святой Девы очистить: сердце от злых мыслей: Очистите сердца ваши для Господа! (ср. Иак 4,8); очи, которые небрежно пятнаем, смотря на непристойное: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5,28); уста, который пятнаем говоря ложь и бесстыдства; руки, которые пятнаем, протягивая их к вещам недозволенным, допуская кражи и грабежи: очистите руки, грешники! (Иак 4,8); ноги, которые пятнаем, танцуя и ходя в трактир вместо церкви. Способ же этого семикратного очищение соответствует натуральному семикратному очищению.
Ибо, во-первых, очищается тело благодаря употреблению лекарства, а этому очищению отвечает очищение духовное, которое совершается через страх. Ибо подобно как лекарство удаляет вредные соки, так боязнь Божья изгоняет грех. Это снадобье приготовляется из наиболее горьких трав, а именно: из памяти о смерти, о будущем суде, об утрате царства небесного и из размышлений об огромном размере греха. Это напиток, о котором говорит Исаия: горек будет напиток для пьющих его (Ис 24,9). Тот, кто часто бы пил этот напиток и удалял все злые соки, поступал бы хорошо. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир 7,39).
Во-вторых, полотно очищается стиркой. Этому очищению соответствует духовное очищение, которое совершается сокрушением. Каждую ночь омываю ложе мое, слезами (Пс 6,7), то есть совестью, на которой, если будет хорошо очищена, Христос будет почивать так охотно, как на ложе.
В-третьих, дом очищается при помощи метлы. Так очищается человек благодаря исповеди. Ибо исповедь, как духовная метла, при помощи которой во время уборки дома весь сор выметается за двери. Точно так происходит во время уборки духовного дома, то есть души, из которой удаляются грехи через уста, как через двери. О таком очищении читаем во Второй Маккавейской Книге (10,1-8). Иуда, то есть исповедующий грехи, и те, кто с ним были, а именно: стыд, печаль и постановление исправиться, что всегда должно сопутствовать исповеди, очистили храм, то есть сердце.
В-четвертых, зерно очищается при помощи цепов, и этому очищению соответствует очищение, которое совершается через умерщвление. В Книге Судей читаем, что Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян (ср. 6,11), то есть от грехов. Мадианитянин означает зло. Августин говорит: «Что печь для золота, что напильник для железа, что цеп для зерна, то – бедствия для мужа праведного». Об этом бедствии говорит Книге Чисел: все, что проходит через огонь, то есть выдерживает бедствия, огнем очищается (31,23). В этих бедствиях многие спят по причине лени и потому иногда гибнут от руки дьявола, как читаем во Второй Царской Книге (2Сам 4,5-8) о привратнице, которая, очищая пшеницу, уснула (ср. 2Сам 4,5), и тогда был убит ее господин Иевосфей.
В-пятых, виноградная лоза или доброе дерево очищается обрезкой. Всякую ветвь, не приносящую во Мне плода, Он отсекает… чтобы более принесла плода (Ин 15,2). Этому очищению соответствует очищение, которое совершается в давании милостыни. Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто (Лк 11,41). Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех (Тов 12,9).
В-шестых, золото или серебро очищается огнем, в котором чистый металл очищается от грязи. Этому очищению отвечает очищение, которое совершается любовью. В ней, как в огне смягчатся душа. Таким образом была очищена Мария Магдалина. Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много (Лк 7,47). Ибо любовь действует на все беззакония так, что Бог не видит их, когда выносит приговор грешнику.
В-седьмых, виновный бывает очищен, когда вызываются свидетели. Этому очищению соответствует духовное очищение, которое совершается в совершении добрых дел. Об этом очищении сказано: Чти Господа от имения твоего (Притч 3,9). Посему очиститесь добрыми делами. А очищенными мы можем войти в небесный храм. Очиститесь, и после того войдете в стан (Числ 31,24).
Второе, о чем идет речь в сегодняшней евангелии, это жертвование Дитяти. Было оно пожертвовано за нас как дар искупления, как пример для подражания и таким образом его жизнь была пожертвована Отцу воинствующей Церковью. Праздник этот называется также праздником Матери Божьей Громничной. Можно представить три причины, по которым Церковь рекомендует, чтобы в этот день несли зажженные свечи.
Во-первых, с целью придать новый смысл языческому обычаю. Римляне, чтобы почтить Фебрую*, матерь бога Марса, каждый год в первые дни февраля всю ночь освещали город свечами и факелами, чтобы этот сын, матерь которого столь торжественно чтили, дал им победу над врагами. А поскольку трудно бывает отречься от обычая, христиане, которые были обращенными в веру язычниками, с трудом могли отказаться от этого обычая. Поэтому папа Сергий придал новое значение этому обычаю и постановил, чтобы христиане в честь Матери Господа ежегодно именно в этот день освещали мир зажженными свечами.
Во-вторых, для представления посредством громничной процессии той достойной процессии, которую составляли Мария, Иосиф, Симеон и Анна, когда пожертвовали Дитя Иисуса в Храме. Подобно делаем и мы, когда вносим в церковь зажженные свечи, символизирующие Христа. Ибо свечи состоят из трех вещей: воска, фитиля и огня. Означают они три приметы Христа. Ибо воск означает тело Христа, которое родилось от Девы без ее нарушения. Подобно и пчелы производят воск без нарушения своего тела. Фитиль в свече означает душу Христа в теле. Огонь же – означает Его божество.
В-третьих, зажженные свечи носят в память об одном чуде, которое случилось в праздник Очищения. Некая благородная женщина питала особенное благочестие к Пресвятой Деве. Имела она в своем доме часовню, в которое ее капеллан ежедневно служил мессу в честь Пресвятой Девы. Когда же наступил праздник Очищения, священник, чтобы решить какое-то свое дело, уехал весьма далеко и эта женщина в тот день не могла послушать мессу. Когда по этой причине она весьма страдала, вошла в часовню и стала на колени перед алтарем. Тогда она узрела видение. Показалось ей, что она находится в каком-то храме. Когда посмотрела по сторонам, увидела огромную процессию дев, во главе которой шла какая-то прекрасная госпожа в короне. Когда они сели, появилась процессия юношей, которые также присели. Потом вошел какой-то человек, несущий связку свечей и дал по одной сначала этой деве, которая шла впереди, а потом всем другим девам. Наконец, он подошел и к этой женщине и также подал ей свечу, которую она охотно взяла у него. Взглянув же на хор, женщина увидела двух духовных, несущих свечу, субдиакона, диакона и священника, одетого в литургическое облачение. Шли они по направлению к алтарю, как бы собираясь служить мессу. Женщине показалось, что этими аколитами были Викентий и Лаврентий, субдиаконом и диаконом были ангелы, священником же – сам Христос. После обряда покаяния двое прекрасных юношей начали громким голосом петь, а все им вторили. Когда же наступило приготовление даров, царица вместе с девами пожертвовали священнику, согласно обычаю, свои свечи. Когда же эта женщина не хотела идти со своей свечой, священник послал к ней царицу, чтобы сказала ей, что поступает она неуместно, заставляя священника так долго ждать. Женщина, однако, ответила, чтобы священник далее служил мессу, поскольку она не отдаст ему свечу, которую ей дали. Тогда царица сказала посланнику: «Иди и силой отними у нее свечу!» Женщина же сильнее держала свечу и вовремя долгой борьбы неожиданно свеча сломалась, и одна половина осталась в руке посланника, а другая половина в руке этой женщины. Тогда она очнулась и увидела, что находится возле алтаря, при котором стала на колени, а в руке держала сломанную свечу. Поблагодарила она Пресвятую Деву за то, что не позволила ей в этот день остаться без мессы, а свечу сохранила как реликвию.
Третье, о чем говориться в сегодняшней евангелии, это выход Симеона на встречу Христу. К этой встрече он должным образом приготовился. Это приготовление совершается через исполнение семи условий, от которых зависит доброе гостеприимство. Благодаря ним Христос принимается в гости в сердце.
Первым условием является доброжелательность по отношению к гостю, поэтому было сказано: «Вот, человек, творение смиренное, не лев, не медведь и не волк».
Второе условие доброго гостеприимства – мир в сердце, и этого касается следующий текст: Был в Иерусалиме (Лк 2,25), а Иерусалим является символом мира. И было в мире (в Салиме) жилище Его (Пс 75,3). Во знаменование этого читаем в Книге Бытия (42-43), что Иаков не хотел отдать своего сына Вениамина в руки Рувима, который запятнал ложе отца своего, то есть свою совесть. Поэтому, когда Рувим говорил: отдай его на мои руки! (Быт 42,37), не хотел Иаков отдать его, но отдал его Иуде, то есть тому, который исповедался. Ведом в Иудее Бог (Пс 75,2), то есть в душе, исповедующей грехи.
Третьим условием доброго гостеприимства является вежливое служение, чтобы гость мог чувствовать себя хорошо. Посему все вежливые люди говорят: «Чувствуй себя, как у себя дома», что подчеркивается, когда говорится Симеон (Лк 2,25). Ибо Симеон означает «послушный», что направлено против тех, кто не хочет быть послушным, а делают то, что им нравится. Против них говорит Иоанн: ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин 6,38). Так послушные заслуживают того, чтобы принять Христа. Во знаменование этого читаем, что галилеяне, что переводится как «быстрые», под чем понимаем их готовность к послушанию, удостоились принять Христа.
Четвертым условием доброго гостеприимства является доверие, которого часто не хватает в гостеприимстве на этом свете. Это было подчеркнуто словом: праведный (Лк 2,25). На это обращается внимание по отношению к Богу, к другому человеку и к самому себе, чтобы каждому воздать то, что ему принадлежит, то есть: Богу – честь, ближнему – любовь, а самого себя следует освящать. Так в гости мы принимаем Бога. Поэтому было сказано о Закхее, что переводится как «праведный», который говорил: если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк 19,8), который принял Христа в своем доме с радостью.
Пятым условием является рвение в служении, чтобы было обозначено словом: богобоязненный (Лк 2,25). Рвение это вызывает боязнь, ибо те, кто боится Бога, ничего не упускают. Поэтому о Марфе было сказано, что она беспокоилась о многом (ср. Лк 10,41), а именно размышляя о размере греха, смерти, суде, аде, оскорблении Бога и потому приняла Христа в своем доме.
Шестым условием является радостное лицо, а это было подчеркнуто словами: чающий утешения (Лк 2,25). Охотно приняла Того, которого столь горячо жаждала. Исполнения условий этого требует Господь в гостеприимстве сердца, ибо Он не как жонглер, чтобы приходить в гости непрошенным хозяином. Поэтому того, чтобы Его принять, заслуживают те, кто Его жаждут, а именно, которые ищут в Нем утешение.
Седьмое условие доброго гостеприимства – это щедрость, а это было подчеркнуто словами: Дух Святой был на нем (Лк 2,25). Щедрое же гостеприимство приготовляет доброжелательность. Ибо хотя алчный имеет много, то все-равно гостеприимство его сердца не щедро. И поэтому милосердные достойны того, чтобы Его принять. Кто вас принимает, Меня принимает и т.д. (Мф 10,40).
* Februa — «праздник очищения», от Фебрууса (лат. Februus) — этрусского бога подземного царства. От имени Фебрууса происходит название месяца февраль у римлян. Матерью же Марса была богиня Юнона.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий