Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «VESPERUS» (Вечерняя звезда) образ св. Доминика в представлении братьев в XIII веке, ІІІ. Элементы образа св. Доминика, 1.
Очевидно, что для братьев Доминик принял образ небесного покровителя. Таким было, как кажется, значение «откровений», которые Иоанн Виченский передал болонскому люду весной 1233 года. Он получил их – как сам уверял – от некоего недавно умершего брата-францисканца, который явился ему, чтобы возвестить: «Св. Франциск публично представил меня Господу, точно также как св. Доминик вверяет Ему своих братьев». Это первый этап элемента образа Доминика, который выражает его наиболее ранние церковные образы из монастырских часовен. Это образы символические, истинные иконы Святого, не заботящиеся о напоминании его действительных черт, но выражающие его признанное достоинство. Доминик в небе – отец и создатель ордена, небесный поручитель для своих братьев, которых представляет Богу, заступник и конечно чудотворец, который творит чудеса, и даже «античудеса»*, как любой другой святой.
Абстрактный и безличный вид первых образов Святого вызывает справедливое удивление, тем более что появляются они только спустя двенадцать лет после смерти Доминика. На протяжении двенадцати лет Проповедники как будто бы совершенно не ценили такой образ. Как будто пост небесного покровителя ордена не был занят, и только в 1233 году отдается особе основателя. Какое же различие по отношению к св. Франциску, канонизированному в 1228, спустя два года после смерти, св. Антонию Падуанскому, канонизированному в 1232, когда после его смерти не прошел еще и год! Столь мощным было давление народного культа и богослужений братьев. Теперь мы понимаем, почему на этой столь запоздалой святости и на канонизации «сфабрикованной» слишком сенсационными проповедями Иоанна Виченского, разрядилась порывистость брата Салимбене. Злорадный язык этого флорентийского францисканца выдавал за правду слова епископа Вильгельма Моденского. Этот большой друг Проповедников якобы сказал им после канонизации Франциска в 1228 году: «Теперь, когда Братья Минориты имеют святого, постарайтесь и вы иметь такового, даже если бы пришлось сделать его из соломы!». Несомненно, Салимбене не был единственным миноритом, который использовал такой аргумент в постоянно вспыхивающей полемике с Проповедниками.
Мы уже видели, что эти критики ошибались, и хотя культ Доминика завладел массами только после событий 1233 года, почитание это родилось сразу после смерти Святого, а обращение к его молитвам еще при жизни стало всеобщей практикой. Образ Доминика, заступника и защитника, точно также символический, как и его выражение, имеет свои корни в истории, и даже в весьма конкретных событиях, что выражает респосорий O spem miram...
Подобным образом обстояло с функцией предводителя, который создал евангелизационную миссию ордена, посылая братьев в мир, и далее этой миссией руководит. Здесь мы касаемся исторической проблемы, которая касается нищенствующих орденов, а особенно Ордена Проповедников. Миссия проповедования, которую Доминик получил от папы для своих братьев, в концепции тогдашней Церкви требовала, чтобы орден имел какого-либо настоятеля (что отличалось от концепции Петра Вальдо и св. Франциска), и чтобы этот настоятель отвечал и ручался за проповедничество своих братьев. Поэтому Доминик с самого начала требовал, чтобы братья Проповедники приносили лично ему обет послушания. Именно благодаря такому обету двух первых братьев, Петра Селана и Фомы из Тулузы орден начал свою историю в 1215 году. Непосредственная присяга всех монахов перед их генеральным магистром до сего дня остается характерной чертой доминиканских обетов. С самого начала была она источником централизации ордена и стала причиной того, что показал он себя армией, сражающейся под руководством своего предводителя по всему миру. Сделала возможным его мобильность и апостольскую эффективность одновременно. Рассеяние братьев в 1217 году и все другие посылания с целью основания монастырей, провинций и миссий в последующие года, являются историческим подтверждением эффективности действий предводителя, который даже после смерти продолжает свое дело, сверхъестественным деянием.
* Таким «античудом» является наказание кого-то, кто оскорбляет святого, ведущее к покаянию и сокрушению.
Отправить комментарий