Проповедь De sanctis в день святого Петра в оковах Перегрина Опольского.
Dirupisti Domine vincula mea: tibi sacrificabo hostiam laudis (Пс 115,7-8 (16-17)).
Этими словами Петр благодарит Бога за то, что расторг его узы и освободил его из темницы, и во-вторых, по этой причине обещает принести жертву хвалы. А узы святого Петра Христос разорвал следующим образом: В Деяниях Апостолов читаем, что Ирод Антипа*, после казни святого Иакова, видя, что это приятно Иудеям…, взял Петра и посадил его в темницу, чтобы казнить его после праздника Пасхи. А когда Ирод намеревался на следующий день вывести его, в ту же ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу, и толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее! И тотчас цепи упали с рук его (ср. Деян 12,2-7). И так вывел его, а Церковь сегодня торжественно отмечает это событие.
Давайте задумаемся, зачем был установлен этот праздник. Утверждаю**, что по четырем причинам. Первая – освобождение Перта. Вторая причина – то, Церковь возглавлял папа Александр, который был шестым папой после святого Петра. Трибун Квирин, видя, что Александр многих обратил в веру Христову, приказал его бросить в темницу. Но когда обращенный Александром префект Ерм под присягой признался Квирину, что Александр вернул к жизни его сына, Квирин сказал Александру: «Моя дочь Бальбина больна зобом. Посему, клянусь принять твою веру, если ты сможешь ее исцелить!» Александр ответил: «Иди и приведи ее ко мне!» Тот ушел и привел дочь. Тогда она, чтобы вернуть здоровье, начала целовать оковы Александра. Тот обратился к ней: «Не целуй, доченька, эти цепи, но попроси оковы святого Петра. Если их благочестиво поцелуешь, исцелишься». Она же, как только их поцеловала, полностью выздоровела. Тогда Квирин, приняв вместе со всем своим домом крещение, освободил Александра из темницы. Тогда Александр установил этот праздник в честь святого Петра, построил церковь, в которой поместил оковы и назвал ее церковью Святого Петра в Оковах.
Третья причина установления этого праздника такая, что некогда в Риме царствовал император Октавиан, который одерживал прекрасные победы в войнах, а в его государстве все складывалось благополучно. Когда он умер, римляне стали чтить его как бога и торжественно праздновали день его смерти. Много времени спустя Евдоксия, дочерь одного императора, исполняя принесенный обет, отправилась в Иерусалим. Там некий еврей преподнес ей огромный дар: две цепи, которыми был скован апостол Петр. Когда же она вернулась в Рим и увидела празднующих в этот день римлян и узнала причину, скорбела по поводу того, что они воздают божественное почтение осужденному человеку. Уверенная, что нелегко будет склонить народ отступить от этого обычая, она посоветовалась с папой Пелагием. Мягкими словами они склонили народ, чтобы забыл о том плохом обычае, и чтобы славил память апостола Петра. Поскольку все на это согласились, Евдоксия показала оковы, которые привезла с собой из Иерусалима. Папа же принес те, которыми апостол был скован во времена Нерона. Когда же эти цепи положили рядом, чудесным образом из них возникли одни оковы, так как будто они всегда составляли одно целое. Поэтому папа и царица тотчас постановили, чтобы неразумная честь, воздаваемая осужденному язычнику, была заменена честью, воздаваемой князю апостолов. А папа оковы эти поместил в церкви Святого Апостола Петра и постановил, что день этот будут торжественно праздновать.
Четвертая причина установления этого праздника такова, что Бог чудесным образом освободил Петра от оков и передал ему силу связывать и развязывать. Мы же, крепко связанные узами грехов, нуждаемся в освобождении. Поэтому чтим Петра в торжество, которое носит название «в оковах», чтобы благодаря этому он освободил нас из уз греха. Одно чудесное происшествие свидетельствует о том, что святой Петр благодаря ключам, которые получил, освобождает иногда даже тех, кто должен быть осужденным.
Читаем, что в монастыре Святого Петра возле Кёльна жил один легкомысленный монах. Когда настигла его внезапная смерть, злые духи окружили его, а грехи, которые он совершил, свидетельствовали против него. Один говорил: «Я – похоть, которой ты так часто предавался вопреки Божьей заповеди!» Второй кричал: «Я – гордыня, которой ты возвышал себя над другими!» Третий же говорил: «Я – ложь, которой ты грешил, чтобы обманывать!» Подобно и добрые дела взывали: «Я – послушание, которое ты всегда оказывал!» (и скажи так, как сможешь об очередных добродетелях). А святой Петр, заступничеству которого был препоручен монах, отправился к Богу, прося в его намерении. Господь ему ответил: «Разве ты не читал, что говорит пророк: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? (Пс 14,1). И далее: Тот, кто ходит непорочно, и делает правду (Пс 14,2). Как же он может быть спасенным, если не ходил непорочным, ни правды не делал?» Просящему же в его намерении Петру Он выдал такой приговор, чтобы душа монаха вернулась в тело и в нем изменила жизнь. Тогда тотчас святой Петр, ключом, который держал в руке, отогнал злых духов и обратил их в бегство. Его душу принял и дал ей тело некий монах, который в награду за предоставление своего тела, то есть перенесения души, потребовал, чтобы монах, вернувшийся к жизни, ежедневно читал за него псалом: Смилуйся надо мною, Боже (Пс 50,3) и чтобы часто убирал его могилу. Этот же монах, который вернулся к жизни, сам поведал, что с ним произошло.
Если речь идет о втором вопросе, то в словах псалма (Пс 115,17) подчеркнуто, что Петр принес Богу жертву четырьмя способами: во-первых, горько оплакивая свой грех; во-вторых, с пламенной любовью вспоминая Иисуса. (Заметка: Клемент говорит, что каждый раз, когда он вспоминал Иисуса, всегда плакал); в-третьих, перенося бичевания и заключения в темницах; в-четвертых, отдав самого себя на смерть.
Плакал же он о грехах, зная, что грех – причина многих несчастий: во-первых, сильно вредит человеку, поскольку очень не нравится Богу. Доводом на это являются наказания за грехи, которые Бог посылает на людей, как это было с потопом, с Содомом, или с изгнанием Адама из рая, а ангела с небес.
Грех вредит также дьяволу, а это потому, что дьявол так сильно различными способами искушает людей, чтобы склонить их ко греху. Имеем тут пример об отшельнике, которого дьявол искушал на протяжении сорока лет.
* Ирод Антипа приказал казнить Иоанна Крестителя, а казнить св. Иакова и заключить в темницу св. Петра приказал Ирод Агриппа I.
** Все четыре причины, включая историю кёльнского монаха, Перегрин позаимствовал из «Золотой легенды».
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий