Проповедь De sanctis в день святого Доминика, исповедника Перегрина Опольского.
Et magnificavit Jonathan rex, et scripsit eum inter primos amicos, et posuit eum ducem… Et reversus est Jonathas in Jerusalem cum pace et laetitia (1Макк 10,65-66).
Хотя прочитанные слова сказаны были о возвышении Ионафана, который был вождем и князем евреев, можно их также отнести к Доминику, который был князем и вождем, отцом и славой Проповедников. В этих словах были выражены две мысли о Доминике. Во-первых, сказано, что Царь возвысил его тем, что назначил его вождем и включил его в число своих наилучших друзей. Во-вторых, сказано, что осчастливил Доминика, поскольку он вернулся в Иерусалим с радостью. По причине первого, мы воздаем великую честь святому Доминику. Ибо справедливо то, что мы все чтим того, кого возвысил Царь Небес. Посему достойны порицания те, кто торжественно не отмечает его праздник. Пусть они стерегутся, чтобы с ними не случилось то, что случилось с одним человеком, который в его день косил луг. Когда все сено было собрано в один стог, огонь, упавший с неба, сжег его. По второй же причине хорошо нам просить святого Доминика, чтобы благодаря своему заступничеству привел нас в небесный Иерусалим.
Что касается первого вопроса, обрати внимание, что Бог Отец возвысил святого Доминика, дав ему венец славы, поскольку соделал его проповедником. Святые пишут, что проповеднику принадлежит духовный венец. Этим венцом он сам и его братья осветили весь мир. Во свидетельство этого читаем, что некой женщине, которая держала его при крещении, показалось, что на челе младенца Доминика сияет звезда, которая освещает весь мир. О, скольких же грешников осветила эта звезда, то есть святой Доминик, проповедованием слова Божьего!
Также Сын Божий возвысил его, дав Доминику золотую застежку, символизирующую чистоту, и это потому, что подобно как застежка является украшением одеяния, так чистота является украшением всех положений. А Доминик сохранил чистоту совершенным образом. Ибо в Церкви Божьей существуют три положения, а именно: супружество, вдовство и девственность. Положение супругов хорошо, лучшее положение вдов, но наилучшее – положение дев. Каждому положению, согласно Иерониму, соответствует определенная пора, а именно: супружество – это ночь, вдовство – зоря, девство – день. Эту застежку имел наш отец, который духовно и телесно оставался безупречным.
В-третьих, возвысил его Святой Дух, который дал ему царский пурпур. Означает он жажду мученичества, которую Доминик питал совершенным образом. Поэтому поется о нем: «Слуга Христов жаждал мученичества…» Как лань желает к потокам воды (Пс 41,2), так он желал мученичество.
Читаем, что однажды Доминик шел по какой-то дороге, на которой еретики приготовили на него засаду. Шел он не только без страха, но даже охотно и с пением. Тогда они вышли из укрытия и сказали: «Разве ты, Доминик, на самом деле не боишься? А что бы ты сделал, если бы мы тебя схватили?» На это он ответил: «Я бы попросил вас, что бы вы не убивали меня слишком быстро, но медленнее, постепенно калеча все мои члены, и показав мне, наконец, порубленные части моего тела, вырвав даже мои глаза, оставили бы меня израненного, полуживого». И хотя Доминик не пролил своей крови в мученической смерти ради Христа, все же пролил ее самой жаждой мученичества и умерщвлением своего тела.
Читаем, что Доминик много постился и ночи проводил в молитве. А когда одолевал его сон, спал на голой земле, положив под голову камень, и более того – бичевал свое тело железной цепью. Таким образом он ходил в пурпуре мученичества, то есть за заслуги был возвышен Господом, то есть достиг святости. А поскольку Доминик был высоко возвышен, поэтому Царь Небесный записал его в число семи своих друзей в небе, то есть вписал его в число семи положений небесного двора.
Первое положение – это Пресвятая Дева. Доминик был вписан в число Её друзей, поскольку Она весьма его возлюбила, что явно стало видно тогда, когда представляла его своему Сыну, говоря о трех копьях в его ордене, которыми они служат. Ибо Пресвятая Дева исполняла в ордене Доминика три служения. Ибо заботилась об одеянии, ухаживала во время болезни и была защитницей. Видно это на примере брата Реджинальда, которому она приготовила одеяние и показала орденское облачение, и более того, исцелила от тяжкой болезни.
Читаем, что Реджинальд был известным магистром, которого Доминик склонил к вступлению в Орден. Вскоре после этого Реджинальд начал тяжко хворать. Святой Доминик молился в его намерении к Пресвятой Деве, но, когда все уже потеряли надежду на его выздоровление, Пресвятая Дева в обществе двух прекрасных дев, пришла к Реджинальду, неся с собой действенные лекарства. Помазав его ними, вернула ему здравие, а потом показала ему облачение, говоря: «В этом хабите ты и твои братья, мои сыновья, будите служить мне и моему Сыну». А поскольку Доминик во время молитвы имел то же самое видение, подготовили и облачились в хабит, поскольку до сих пор носили облачение каноников. То же, что Пресвятая Дева является защитницей Ордена, следует из того, что все братья носят Ее скапулярий. И так святой Доминик был вписан в число друзей Пресвятой Девы, которая в час его смерти служила ему помощью, вознося его вместе со своим Сыном по лестнице в небо.
Второе положение – положение ангелов, в число друзей которых Доминик был вписан благодаря жизни, которую вел и благодаря призванию. Благодаря жизни, поскольку вел ангельскую жизнь в целомудрии. Поэтому Иероним говорит: «Ибо оставаться в теле, а жизнь вести вопреки телу, это не людская жизнь, но ангельская». Благодаря призванию, поскольку ангел означает «посланник», ибо обязанностью ангела – быть послом. Так и Доминик был посланником Христовым, поскольку приглашал людей и до сих пор приглашает братьев на вечный пир. Это согласно с пояснением, которое святой Григорий дает на тему следующих слов: и послал слугу своего, когда наступило время ужина, сказать званым… (Лк, 14,17). А поскольку святой Доминик был включен в число ангелов, поэтому они служили ему при жизни и в момент смерти. При жизни, когда дали ему хлеб и таким образом были его пекарями.
Читаем, что, когда святой Доминик вместе с сорока братьями пребывал в Риме и немного было у них хлеба, он приказал его разделить всем поровну и каждый с радостью получил кусочек. И вдруг появились двое юношей, несущих в поле плаща множество хлеба. Оставив хлеб, так неожиданно удалились, что потом никто не мог узнать, откуда они пришли и куда ушли.
Никто также не может сомневаться в том, что ангелы служили ему также в момент смерти. Читаем, что некий брат в тот час, когда Доминик оставил этот мир, приступил к алтарю, чтобы отслужить мессу, а поскольку слышал, что в Болонье Доминик болеет, начал молиться о его здравии. Вдруг он увидел святого Доминика, выходящего из города с венцом на голове и святых ангелов, уводящих его в небо. Записав же день и час видения, он утверждал позднее, что именно тогда Доминик умер.
Есть в небе также третье положение, а именно – патриархи, которые являются святыми отцами в небе и которые оставили после себя сыновей: мучеников и святых. Так и святой Доминик был отцом мучеников и святых. Воистину, достоин восхищения этот отец, ибо воспитал и оставил после себя достойных восхищения сыновей! Каким же сыном был святой Петр, мученик в Ломбардии, Иордан за морем, Гиацинт в Кракове или Чеслав в Бреслау!
Четвертое положение – положение пророков, в число которых Доминик был вписан, ибо сам был пророком.
Читаем, что среди еретиков, которые должны были быть сожжены, он увидел юношу и распорядился, чтобы его не сожгли. Потом он обратился к нему, говоря: «Знаю, добрый юноша, что еще, хоть и не так быстро, ты станешь добрым человеком». Этот юноша, таким образом освобожденный, еще тридцать лет пребывал в ереси. Наконец, однако, обратился и стал братом Ордена Проповедников. В Ордене этом вел славную жизнь и блаженно ее окончил.
Доминик предсказал также свою смерть. Читаем, что, когда однажды в Болонье он разговаривал с приором цистерцианцев, сказал ему: «Говорю тебе, приор, что никогда в этой жизни я не просил Бога ни о чем ином, как только о том, чтобы поступать согласно Его воле, но никому об этом не говори до моей смерти». Приор ответил: «Скорее я умру раньше, а ты будешь еще долго жить после меня». Святой Доминик ответил пророческим голосом: «Я умру раньше, а ты будешь жить еще долго после моей смерти». Так и случилось.
Пятое положение – это положение апостолов, и в это положение святой Доминик был зачислен, ибо вел жизнь по примеру апостолов, пребывая в бедности и проповедуя слово Божье. Посему также апостолы оказывали ему дружбу.
Читаем, что, когда Доминик в церкви Святых Апостолов в Риме молился о распространении своего ордена, увидел приближающихся исполненных славы князей Петра и Павла. В видении, первый из них, святой Петр, передал ему посох, а святой Павел – книгу, говоря: «Иди и проповедуй слово Божье, ибо ты был избран для этого служения». Доминик устал бы в пути из-за холода или зноя, если бы не опирался на посох святого Петра. Ибо Петр – подпора нашей старости. Когда же человек подумает о том, что как великие Апостолы, скорее князья народов, так и наш отец Доминик, отправляясь в путь с посохом, просили милостыню, сам охотно пойдет и будет просить! А также, кто смог бы провозглашать столь великие дела и его бы слушали, если бы Павел, учитель, не вручил ему свою книгу!
Читаем, что после смерти Павла святой Дионисий сказал святому Тимофею, чтобы тот собрал все послания Павла, но не было никого, кто сумел бы их пояснить. Они также и до времен Доминика были недоступны, поскольку не было тогда ни одного проповедника. Эту же книгу так написанную Павел и подал Доминику, говоря: «Иди, провозглашай слово Божье, поскольку к этому служению ты был выбран Богом!»
В то время бедность была противна людям, поскольку всех сжигала алчность. Посему прибыл Доминик, неся книгу, которую принес ему Учитель народов. В ней ясно было сказано: «Храни бедность!» Поэтому Доминик основал такой Орден, в котором монахи, презрев богатства, остаются убогими. Запятнано было целомудрие, поскольку согласно словам пророка: Все они… как печь, растопленная (Ос 7,4). Но Доминик открыл книгу и проповедовал слово Божье, говоря: Не обманывайтесь! ни блудники…, ни воры…, Царства Божия не наследуют (1Кор 6,9-10).
(И так о другом подобном можешь говорить, если сможешь).
Шестое положение – положение мучеников и Доминик сам был мучеником, как уже выше было сказано.
Седьмое – положение исповедников и дев. И это также касалось святого Доминика и потому верно сказано, что был он вписан в число наилучших друзей Царя Небесного. И верно сказано, что возвысил его Царь.
Также природа являет величие Доминика: тучи, ибо когда Доминик их перекрестил, не осмелились пролить дождь на него и его товарища; также огонь забыл силу своего действия и не сжег его свиток; также вода не осмелилась промочить его книги, хотя много дней их хранила.
Наконец явлена была награда святого Доминика, а именно его прибытие в мире и славе в Иерусалим. Воистину, мог он идти с огромной радостью, поскольку вел его властитель рая, Михаил, вместе с многими ангелами и ни один злой дух не беспокоил Доминика. Прибыл с радостью в небесный Иерусалим среди пения ангелов и всех святых. Ибо он был ковчегом, в котором находилось начало всего учения, скрижали и манна благочестия, ибо Давид, то есть Христос, и все священники, то есть ангелы и все святые с радостью вводили его в небесный храм, где он уже радуется с Отцом, Сыном и Святым Духом и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий