Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Парадоксальные начала Третьего Ордена св. Доминика, III. Доминиканская аутентичность Третьего Ордена, 5.
Если опустим братства, то эти разнообразные сообщества, особенно последние, о которых мы говорили, не являлись вступительным шагом к образованию Ordo de Paenitentia sancti Dominici. Видим в них слишком выразительно следы борьбы, которой подвергалось служение Братьев Проповедников в Италии на рубеже первого и второго тридцатилетия XIII века. Это были институции специфические, возникновение которых непосредственно связано с переходными случаями. Ни одна из этих группировок не могла приобрести ни в ближней, ни в дальней перспективе характер мирской ветви ордена, органически с ним связанной под властью Магистра, так как это случилось с Ordo de Paenitentia sancti Dominici в 1285 году. Ни одна из них не подводила мирян к принятию с внутренним убеждением позитивной миссии веры.
Тем не менее достойно внимания то, что все эти группировки братств св. Доминика, действующие в сообществах верных, не занимались или полностью отвергали старания приобрести финансовую, социальную или политическую мощь, часто сопутствующую делам временного милосердия, которому столь охотно предавались в то время миряне. Наоборот, предлагали своим членам сотрудничество, хотя и чисто внешнее, в делах милосердия духовного характера, которые составляют деятельность Ордена Проповедников – спасение через указывание, углубление и защиту истин веры.
В завершении следует напомнить, что если в 1285 году ордену удалось присоединить ветвь, которая – что является принципиальным – была и должна была остаться мирской ветвью ордена и которая должна была участвовать не только в духовности доминиканцев, но и в их своеобразном служении, то все-таки не благодаря мирской ветви орден будет широко источать свет на массы мирян. С самого начала влияние на мирян происходило прежде всего через служение проповедничества, исповеди и духовного руководительства. Далее, посредством благочестивых братств, среди которых братство Пресвятой Девы Марии придет в конце XV века к прекрасному расцвету в качестве братства Розария; через признание участия в духовных благах ордена силою посланий магистров ордена; через назначение капитулами молитв об умерших и погребения при монастырях, соединенные с поминанием в годовщину смерти; наконец, через совокупность специальных действий, таких как например акции сокрушения и покаяния во всеобщих движениях Аллилуйя, отпущениях, процессиях флагеллантов, сенсационные декларации примирения или мира, обновление нравов и возвращения к правоверности, охватывающие целые города, а иногда и провинции.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий