Проповедь De tempore в первое воскресение после Богоявления Перегрина Опольского.
Et factum est post triduum invenerunt illum in templo (Лк 2,46).
Комментаторы рассказывают, что у евреев был такой обычай, что в храме и во время процессии, а также по дороге в храм мужчины и женщины держались отдельно. Этот принцип не обязывал детей, поэтому шли они вместе с отцами, или же с матерями. И поэтому Иосиф думал, что маленький Иисус с Матерью в обществе женщин, Мария же думала, что Он с Иосифом среди мужчин. Этот обычай стал причиной этого прекрасного торжества, к которому относится сегодняшнее евангелие. Закон Божий постановлял, что все мужчины со всех земель Израиля должны были предстать пред Господом три раза в году, то есть во время трех торжественных праздников (Исх 23,17) и принести жертву, предусмотренную законом. И поэтому Иосиф, чтобы соблюсти предписания закона, отправился с Марией и Христом, которому было только двенадцать лет, в Иерусалим. Женщин это правило не касалось.
Это евангелие поучает нас о многом. Во-первых, об обязанности посещать святые места, когда говорит о том, что Христос прибыл с родителями в Иерусалим. Ах, а сегодня скорее посещают трактиры и дома разврата, чем святые места! Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник (Плач 1,4). Те, кто так поступает, должны страшиться, чтобы не случилось с ними то, что случилось с неким человеком, который вместо того, чтобы идти на мессу, отправился верхом к своим амбарам или на поля, взглянуть на запасы зерна, или же к своим мельницам. Когда же жена, которая была доброй женщиной, журила его, чтобы он так не делал, но, чтобы по крайней мере в праздничные дни шел в церковь и послушал хорошую проповедь, ответил ей: «Я знаю лучше, чем твои проповедники, что должен делать». Наконец, когда однажды звонили к мессе, человек этот сел на коня и поехал на поле. И вот встретился ему по пути дьявол, который сказал: «Сойди с коня и послушай мою мессу». Потом повел его в сторону какой-то ямы, где когда-то был источник, и столкнул его туда. Таким образом привел его в преисподнюю, чтобы смог он выслушать адскую мессу, во время которой поют: «Горе нам! Зачем мы родились! Горе нам, ибо не можем умереть!»
Во-вторых, это евангелие поучает нас о том, как следует торжественно отмечать праздники. В праздничный день следует перестать выполнять какую-либо работу и отдаться исключительно молитве. Такая заповедь существовала уже в Ветхом Законе, когда Господь сказал: Никакой работы, а именно в святой день, не работайте (Лев 23,7). Но для чего мы должны праздничный день отмечать торжественно? Верно, потому что тем, кто торжественно празднует святой день, Бог обещал награду, когда говорил устами Исаии: Тем, кто хранит Мои субботы… и крепко держится завета Моего, тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее… и дам им вечное имя, которое не истребится (ср. Ис 56,4-5).
Суббота (шаббат) переводится как «отдых» и означает, что в святой день мы должны отдыхать от служебной работы, то есть от греха. Но люди в праздничные дни более чем молитве отдают себя греху разврата и другим преступлениям. Ибо таковые, вместо того чтобы идти на молитву, занимаются тем, как доставить товар на торг и как доставить зерно на мельницу. Должны они страшиться, чтобы не случилось с ними то, что случилось с неким человеком, о котором читаем в Ветхом Завете (Числ 32-36). Этот человек собирал в субботу дрова и Моисей приказал побить его камнями. Таковые, даже если сейчас не коснется их побитие камнями, будут побиты в судный день жестокими словами, произнесенными Богом и тяжкими муками, наносимыми злыми духами.
В-третьих, евангелие поучает нас, чтобы мы по примеру Марии, которая привела с собою в храм своего Сына, приводили в церковь наших детей, чтобы приучать их делать добро. Ибо те, кто хорошо воспитывает своих детей, увидят, как поведут их пред обличье Божье. Те же, кто плохо их воспитывает, увидят, как на глазах всего мира поведут их в ад на повешенье. Посмотрим, что случилось, когда одного человека вели на повешенье. А именно, крикнул он своему отцу, говоря: «Поцелуй меня». А когда отец приблизился и хотел его поцеловать, тот откусил отцу нос. Когда на него возмутились, ответил: «Если бы меня мой отец в детстве наказывал, я не стал бы вором».
В-четвертых, евангелие поучает нас, чтобы мы воздавали Богу должную честь, подобно тому, как это делали Иосиф и Мария, которые не возвращались домой, пока не было окончено празднование. Многие поступают иначе. Как только выслушают проповедь или объявление праздников, или когда увидят поднесенное Тело Христово, спешат домой. Это дьявол вытаскивает их из церкви, хотя богослужение еще не окончилось.
Григорий подает такой пример. Некий монах никогда не мог выдержать до конца общих орденских молитв. Однажды святой Григорий увидел, что какой-то мальчик, черный как эфиоп, оттаскивает этого монаха от молитвы. Догадался он, что был то дьявол.
В-пятых, евангелие поучает нас о том, что если бы мы по причине греха утратили Христа, то по примеру Иосифа и Марии мы должны Его искать, руководствуясь рассудком. Ибо Мария искала Иисуса в храме и потому Его нашла. Посему и мы должны искать Его с рассудком! Будем же помнить, что тот, кто хочет найти что-либо, должен знать три вещи, а именно: место, время и способ поиска.
Мы должны знать место, где можем Его найти. Ибо если бы ты искал князя из Бреслау в Иерусалиме, где не место ему, не нашел бы его. Также если бы ты Христа искал на рынке или в трактире, или среди танцующих, не найдешь Его там и не потому, что Он там – используя слова св. Августина – не мог бы быть; ибо Бог есть повсюду. Но найдешь Его в храме, там, где Его место, где нашла Его Матерь. А если там Его не найдешь, тогда ищи Его в укрытии дома твоей совести. Ибо там нашли Его волхвы: и, войдя в дом, нашли Младенца … (Мф 2,11). Но немногие входят в этот дом, ибо подобно как жонглеры имеют такой дом, что худшего найти нельзя.
Время же, которое мы должны выбрать для поисков Господа, это день. Ибо жизнь наша как день, который заканчивается ночью, то есть смертью. Посему, как долго ты живешь, можешь искать Того, о котором сказано: Ищите Господа, когда можно найти Его… (Ис 55,6). Ночью же, то есть после смерти, уже Его не найдешь, ибо тогда не будет это время милости, а отправления правосудия. Те же, кто захочет искать Его слишком поздно, будут воя, как псы, ходить вокруг города (Пс 58,7) и не смогут найти врата милосердия. Посему получат ответ, который был дана неразумным девам: воистину говорю вам, не знаю вас (Мф 25,12).
Способ поисков Господа оставили нам Иосиф и Мария, которые искали Иисуса с болью сердца. Также три дня искал Господа некий рыцарь, который отправился за море и прошел по всем местам, в которых бывал Господь. Наконец, пришел он на гору, с которой Христос взошел на небо и вознеся руки сказал: «Дольше не могу Его искать». И Господь взял его на небо. Поэтому тот, кто утратил Иисуса через смех, должен искать его через плач, как Мария Магдалина, которая со слезами поспешила к гробнице и воистину нашла Христа. Не будем искать Его вместе с Иродом, который делая вид, что чтит Его, жаждал Его погубить. Такие, кто ищет Его, одновременно имея желание совершать грехи, то есть творить зло, не найдут Его. Ибо тот, кто утратил Иисуса, должен искать Его в храме своего сердца три дня, то есть благодаря трем добродетелям, а именно: сокрушению, исповеданию грехов и воздаянию. Если мы грешим тремя способами, посему и тремя способами должны мы за это удовлетворять: злые мысли – через сокрушение, лживые речи – через искреннее исповедание грехов, злые деяния – через воздаяние. Ибо это – те три Марии, которые с благовониями искали Господа. Это три дня, через которые фараон вспомнит о служении твоем (Быт 40,12-13). В Книге Бытия (40,1-13) мы читаем, что фараон заключил в темницу распорядителя по причине какого-то проступка, в котором его обвинили. Этому узнику снился сон. Увидел он во сне три побега, то есть три ветви, на которых зрели виноградные грозди. Из этих гроздей он выжал вино в чашу фараона и подал ему пить. Иосиф, поясняя узнику сон, сказал: Три ветви – это три дня…
Фараон представляет Бога, который находится превыше всех царей. У него есть разные распорядители, по есть разные подчиненные Ему слуги, которым Он вверяет блага в этой временной жизни. Если кто из них оскорбит царя смертным грехом и будет по воле Бога заключен дьяволом, и когда предпримет такие дни сокрушения, исповеди и воздаяния, тогда фараон вспомнит о нем и вернет свою милость, приняв на былой пост, то есть вернув ему первозданную невинность, которую он утратил благодаря греху. И снова начинает он подавать фараону в питье вино, вино, которое веселит (ср. Пс 103,15). Таким образом наполняет радостью не только ангелов, но также самого Бога. Просите Бога и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий