Проповедь De tempore в торжество Богоявления Перегрина Опольского.
Ecce gentem, quam nesciebas vocabis, et gentes quae te non noverunt, ad te venient propter Dominum Deum tuum et Sanctum Israel, quia glorificavi te (Ис 55,5)
Сын Божий, который родился, чтобы спасти верующих в Него как среди евреев, так и среди язычников, и который в сам день рождения явил себя еврейским пастухам, сегодня, в тринадцатый день, явил себя волхвам. Они, как первые из языческих народов уверовали в Него. И именно по причине этого явления мы празднуем сегодняшний день. Ибо сегодня началось призвание народов к вере во Христа, о котором пророчествовал Исаия в вышеупомянутых словах. А это – слова Отца, о призвании народов обращенные к Сыну. Обратим же внимание на особенное положение, в котором находились эти народы, которые были призваны. Воистину, в особенном они были положении, ибо народы те не знали ничего о Боге и гнили в грязи своих грехов. Бог же поступал так, как бы вовсе их не знал, хотя ясно, что знал о них, ибо уделял им всяческие блага природы и судьбы. Ибо Он делает так, что Его солнце восходит над добрыми и злыми, и изливает дождь на праведных и неправедных (ср. Мф 5,45). Однако до сих пор как бы не знал их, ибо Творец не уделял им благодеяний своих благодатей и вечной славы.
В связи с их несчастным состоянием мы можем заметить, что дьявол соделал на этом свете три вещи: привел к ослеплению человека, к его осквернению и его страданию. Соделал же он столь огромное ослепление, что люди воздавали божественное почитание деревьям, камням и птицам, и не получали за это никакого утешения и радости, ни при жизни, ни после смерти.
Аллегорически это было прекрасно представлено в Книге Товита. Читаем, что однажды Товит сморенный погребением, вернулся домой… прилег около стены… и из ласточкиного гнезда пал горячий помет на очи его и так он ослеп (ср. Тов 2,10). И явился ему ангел, который приветствовал его: Возрадуйся! А Товит ответил: Что же за радость мне, когда я во тьме сижу, и света небесного не вижу? (ср. Тов 5,11-12).
Товит, который ослеплен был птичьим пометом, символизирует род людской, ослепленный грехами. Грехи названы были пометом, ибо ни один помет не смердит так, как смердят для Бога ниши грехи, и названы испражнениями ласточек, то есть злых духов. Подобно как ласточки, строят гнезда и летают вблизи нас, так и злые духи непрерывно кружат вокруг нас, стараясь ослепить нас этим пометом, то есть грехами. И подобно как Товия, будучи слепым, не имел никакой радости, так и род людской, когда был ослеплен, не мог радоваться ни при жизни, ни после смерти. И посему Сын Божий, чтобы снять бельмо с наших очей и дать нам свет, сегодня впервые был явлен нам новой звездой. Именно она привела к Нему волхвов и взошла, чтобы победить ослепление. Ибо звезда та, сияющая необычайным светом, символизировала свет веры, который должен светить в сердцах людей и освещать их жизнь. Более того, звезда эта была образом небесного учения, которым была просвещена Церковь народов, чтобы каждый человек знал, что он должен делать и чего должен избегать.
Результатом же этого ослепления было осквернение. Ибо кто не видит грязи, не избежит её; так и род людской осквернился грязью грехов. И посему Сын Божий, чтобы смыть с нас эту грязь, сегодня, то есть в этот день, когда было Ему 30 лет, принял крещение, явился во второй раз. Тогда то, как говорит Лука, явилась вся Троица: Отец как голос с неба, Сын как человек и Святой Дух под видом голубицы. И так светом веры снято было с людей ослепление. Христос погрузился в воду, в которой омылся, не загрязняя её, однако, но придавая ей силу очищения. Ибо вода крещения смывает всю грязь грехов.
Примером этого служит император Константин, который причинил христианам много зла, за что Господь покарал его проказой. Сей император по советам своих лекарей дал приказ, чтобы заколоть множество мальчиков, чтобы он мог очиститься в купели из их крови. Не был он, однако уверен, таким ли способом он должен очиститься, ибо знал, что было это жестоко. Посему позволил мальчикам уйти здравыми вместе с их матерями. И в ту самую ночь явились ему святые Петр и Павел и сказали, чтобы он вернул из изгнания Сильвестра, который уже давно прятался в горах по причине гонений именно от императора Константина. Святые сказали ему также, что блаженный Сильвестр покажет императору источник, водя из которого очистит его. Так оно и случилось. Вскоре император был крещен блаженным Сильвестром. Был он, таким образом, очищен как от проказы телесной, так и духовной, о чем подробней говорит «Житие святого Сильвестра».
Осквернение же тела и души влечет за собой третье дело сатаны, то есть страдание. Читаем в Книге Бытия (41), что был голод, когда Иосиф возвеличился в Египте. А в III Книге Царей (1Цар 17) читаем, что люди страдали от голода, когда во времена Илии три и полгода не шел дождь. Мучила их жажда, как повествует Книга Исход (17, 1-7), когда Моисей говорил народу: «Разве из этой скалы, словом смогу добыть воду?». Терпели они также огромные невзгоды, как например, во время войн, когда в один день гибли тысяча или две тысячи людей. А если бы мало было этих страданий, то еще потом они отправлялись в ад, где царствует вечная мука, по сравнению с которой мягкими кажутся страдания, переносимые на земле.
В третий раз в сегодняшний день явился нам Сын Божий на брачном пиру, когда превратил воду в вино. И подобное преображение наступит в будущей жизни, когда одна капля горести, которую тут претерпим ради Господа или ради справедливости, превратится в тысячу бушелей радости. Ибо кто тут претерпит один час в страданиях, получит тысячу лет райских наслаждений. Таким образом, прояснили мы первый вопрос, что Христос явился трижды, чтобы противостать этим трем делам сатаны, и чтобы их уничтожить.
Теперь посмотрим, каким образом прибыли эти первые язычники, призванные Им. Вот, призвала их звезда, о которой провещал пророк Валаам и которая явилась им в день Рождества. Хризостом говорит, что некие люди выбрали из своей среды двенадцать исследователей таинственных дел. Если кто-то из них умирал, его место занимал сын или кто-то из родственников. Мудрецы эти ежегодно восходили на Гору Победы, и три дня пребывая там, славили Бога и молились Ему, чтобы указал им ту звезду, о которой говорил пророк Валаам. И вот однажды, а именно в день Рождества Христова, когда они её выискивали, явилась им некая прекрасная звезда, которая своей формой напоминала им необычайно милое дитя, имеющее на голове сияющий крест. Звезда та обратилась к мудрецам с такими словами: «Отправляйтесь быстрее в землю Иудейскую, и там найдете новорожденного Царя». Тогда они тотчас же отправились в путь, выйдя с востока на юг. Несли они также дары: золота, ладан и смирну, чтобы почтить тройственную природу Новорожденного. Золото, ибо золото выражало Его божество, ладан, ибо выражал он душу, и смирну, ибо выражала она Его наичистейшее тело. Преподнесли они золото также для того, чтобы поддержать в бедности Матерь, которая была убогой. Ладан принесли, чтобы убить неприятный запах, который царил в вертепе, а смирну, чтобы укрепить нежное тело Младенца, которого она должна была питать. Преподнесли они также эти три дара, как пример для нас, чтобы мы жертвовали золото, то есть преходящие блага, ладан, то есть рвение в молитве, и смирну, то есть умерщвление плоти.
Эта звезда отличалась от остальных. Во-первых, временем возникновения, ибо другие звезды появились на четвертый день творения, эта же была сотворена в день Рождества. Во-вторых, отличалась она формой, ибо имела, как говорит Хризостом, форму дитя, несущего крест на плечах, чего нельзя сказать ни о какой иной звезде. В-третьих, отличалась она блеском. Ибо когда остальные звезды затмевал солнечный свет, эта сияла все время необычайным блеском, ибо в противном случае, не могла бы она указывать путь волхвам в течение дня. В-четвертых, отличалась она положением. Ибо когда все звезды недвижимо пребывают на небосводе, эта находилась в воздухе, недалеко от земли, ибо иначе не могла бы указывать магом путь. В-пятых, иным была цель её свечения. Ибо остальные звезды предвещают ночь, эта же светила ради явления истинного дня и солнца справедливости, Господа нашего Иисуса Христа.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий