Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Установление нищенствующего характера Ордена, I. Апостольский устав.
Следовало бы в этом рассказе охватить протяженность, и заодно развитие идеи бедности св. Доминика. Так как если даже в её воплощении происходило постоянное развитие, то существовала в ней также определенная непрерывность, так как нищенствующую бедность Святой практиковал уже в своей деятельности в Лангедоке в 1206 году. Мы располагаем исходными текстами, касающимися этого вопроса, тем более убедительными, что редактировали их не доминиканцы и еще во время описываемых событий. История Альбигойцев, написанная Петром из Во-де-Серне, была создана в 1213 году, а быть может в 1212, когда проповедническая акция Доминика, начатая в 1206 году, еще продолжалась. Автор был цистерцианцем и даже не мог себе представить, что Доминик станет некогда основателем нового ордена, и, тем более что будет канонизован. Он описывает как трое легатов- цистерцианцев из страны альбигойцев рассказывали епископу Осмы и его спутнику Доминику, с которыми встретились в июне 1206 года, о трудностях, которые встречают в исполнении своей миссии. Говорили о своем «беспокойстве» неясной ситуацией, в которой не смотря на предпринимаемые усилия чувствуют, что не успешно не выполняют свое задание. Тогда взял голос епископ и указал им, как выйти из этой ситуации. «Он предупредил их и посоветовал, чтобы с большим, чем до сих пор рвением читали проповеди». Так как легаты прежде поддались искушению, чтобы, прежде чем обратятся к еретикам, заняться реформированием местного духовенства, что считали необходимым. Это занятие забрало бы всех их силы и помешало бы им проповедовать Слово. Поэтому епископ посоветовал им «чтобы с большим, чем до сих пор рвением читали проповеди, оставив все иные заботы. Но, чтобы заградить уста злодеям, они должны действовать и учить» - facere et docere, два слова, взятые у св. Луки (Деян 1,1) – «подражая примеру Благого Учителя, вести себя смиренно, идти пешком, без золота и серебра, короче говоря, во всем подражая жизни апостолов», то есть их отношению и их поведению. Делает он тут очевидную аллюзию к рассказу св. Матфея (10,9) о разослании апостолов в Галилее, о котором упоминает также св. Лука (9,3 и 10,4) и св. Марк (6,8-9).
Идеал жизни, вдохновением которого был этот рассказ, имел уже долгую историю на Востоке и на Западе. Особенно выразительным он был особах и необычайных судьбах странствующих проповедников и отшельников начала XII века, Роберта из Арбрисселя*, Виталиса из Савиньи**, Бернарда из Тирона***, Жиральда из Салля****, Вильгельма Фирмата*****. Этот идеал представляется как некий синтез евангельских элементов.
* St. Robert d’Arbrissel (ок. 1045 - 1116) странствующий проповедник и основатель аббатства Фонтевро. Родился в Арбрисселе (недалеко от Ретье, Бретань) и умер в монастыре Орсан в нынешнем департаменте Шер.
** St. Vitalis de Savigny (1060 – 1122) нормандский религиозный деятель, проповедник, основатель Аббатства Савиньи и одноименной Конгрегации (1112).
*** St. Bernard de Tiron (1046 - 1117) французский религиозный деятель, основатель Тиронского ордена (в честь монастыря Святой Троицы в Тироне). Орден был основан на строгом соблюдении устава Святого Бенедикта с упором на ручной труд.
**** Géraud (Giraud) de Salles (ок. 1055 или 1070 - 1120) французский монашеский реформатор.
***** St. William Firmatus (1026–1103) нормандский отшельник и странствующий проповедник.
Отправить комментарий