Проповедь De tempore во второе воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Homo quidam fecit coenam magnam, et vocavit multos (Лк 14,16).
В этих словах можно заметить два вопроса: во-первых, огромную щедрость Бога, во-вторых, нечестие тех, кто не приняли приглашения на ужин. Этот ужин, происходящий в завершении дня, означает небесную славу, которую Господь явит своим избранным в конце света. Во знаменование этого Господь, когда должен был вступить в славу Отца, приготовил пир своим ученикам. Но задумаемся, почему будущая слава именуется ужином, а не обедом. Наверняка потому, что после ужина не остается уже ничего, как только отдохновение. Так и после окончания этого ужина уже не будет больше трудов, но вечное отдохновение.
Будущая слава названа ужином также потому, что на обед приглашают добрых и злых, близких и чужих, на ужин же приглашают только близких и сердечных друзей. Точно так и на этом ужине останутся только близкие и сердечные друзья. Было это представлено в Книге Бытия. Иосиф, как только узнал своих братьев, отдалив египтян от своего стола, пригласил братьев, чтобы с ним трапезничали (Быт 43,32). Иосиф символизирует Христа, который в судный день, пригласив нас на свой ужин, отдалит египтян, то есть грешников, и пригласит на ужин своих братьев христиан, то есть добрых людей. Будущая слава также названа ужином, поскольку те, кто там придет, никогда уже не будут изгнаны.
Посему щедрость Христа проявляется в том, что Он приготовил большой ужин. И верно он назван большим, ибо велик Тот, кто его приготовил: ибо велик Господь и достохвален (Пс 95,4; 47,2). Сам Царь славы, проходя, будет служить им (ср. Лк 12,37). Назван он также большим, поскольку пировать там будут только великие, а именно цари и царицы. Было это представлено в последней главе Книги Бытия. Иаков, благословляя своих сыновей, сказал Асиру: Асир, тучный хлеб его будет доставлять яства царям (Быт 49,20). Асир переводится как «блаженство». Символизирует он Христа, который является блаженством всех святых. Он принесет радость царям, то есть христианам, которые тогда все станут царями.
Этот ужин назван большим также потому, что все его участники будут полностью насыщены, не так как здесь, где иногда участники встают от стола голодными. Это было представлено в Первой Книге Ездры, где читаем, что царь Дарий устроил большой пир для всех придворных вельмож, начальников сто двадцати семи провинций, которые ему подчинялись, а когда окончили пир, возвращались сытыми, не голодными.
Этот ужин назван большим также из-за изобилия блюд, которых там будет без счёта. Три блюда среди них будут наиболее изысканными, а именно божество Христа, Его человеческая природа и пребывание вместе с Марией и святыми. Эти блюда были представлены в Книге Чисел под видом плодов, которые соглядатаи принесли из земли обетованной, а были ними: смоква, виноград и гранатовое яблоко (Числ 13,24). Смоква символизирует сладость божества Христа, под виноградом следует понимать Его человеческую природу, оттиснутую в знаке креста, под яблоком граната – общность со святыми.
Щедрость Христа видим также в том, что многих позвал Он на свой ужин. Это было представлено в Книге Есфирь, где сказано, что Артаксеркс, который символизирует Христа, позвал весь люд от большого до малого (ср. Есф 1,5), то есть от Иоанна Крестителя, которого пригласил еще в лоне матери, до разбойника, которого пригласил на кресте. Ибо неисчислим будет люд, приглашенный туда: увидел я великое множество людей, которого никто не мог перечесть (Откр 7,9).
Этот ужин также назван большим из-за радости, которая осужденным смягчила бы горечь ада, если бы они могли получить хоть одну каплю. Ибо один час этой радости — значит больше, чем вся радость, которая существовала на свете до сих пор. Если бы все певцы, которые существовали с начала мира, живут ныне и будут жить в будущем, при звучании всех музыкальных инструментов пели на протяжении тысячи лет, прекрасно как только умеют, для кого-то, кто мог бы их всех услышать, не доставили бы ему такой радости, как один ангел, поющий один час так, как поет для Бога.
Некий монах просил Бога открыть ему наименьшую райскую радость. Тотчас же небольшая птичка начала ему чудно петь, но, когда он хотел поймать ее, птичка, улетая привела брата в лес. Там монах, слушая птичье пение, стоял под деревом триста сорок лет, а когда птичка улетела, вернулся к воротам и увидел, что монастырь выглядит совершенно по-другому. Его не хотели впустить, поскольку никто его не узнал. И так все дивились его виду, а он – их. Наконец настоятель спросил его, во времена какого аббата он вышел из монастыря. Когда принесли хронику, отыскали в ней, что минуло уже столько лет. Монах же из-за огромной сладости, которую ощущал, был уверен, что только час находился вне монастыря.
Вот, на этот ужин были позваны: знатно рождённые и убогие, молодые и старые, сильные и слабые. И в этом заключается щедрость Бога.
Христос призывает нас четырьмя способами: через внутреннее вдохновение, как Марию Магдалину, также через поражения, как святого Павла, который падая на землю, сказал: Господи! что мне делать? (Деян 22,10). Читаем у Луки, что учеников, которые плыли с Христом в лодке, заливали волны и они находились в опасности. И подойдя, разбудили Его (Лк 8,24). Так приходят к Богу те, кого заливают волны невзгод. «Ибо несчастья, которые нас здесь гнетут, побуждают нас к тому – как говорит святой Григорий – чтобы мы обращались к Богу». Христос призывает нас также поучениями, подобно как апостолов и других. Поэтому и Петр, и Андрей, как только услышали голос излагающего учения Христа, тотчас пошли за Ним. Христос призывает нас также через благодеяния, как евреев, которым дал блага земли и деревьев и позволил овладеть плодами трудов других народов (см. Втор 6,9-11). А поскольку уже приготовлен стол и блюда на столе, а Христос, придя, будет служить нам (см. Лк 12,37), мы также должны подготовиться, чтобы перед нами не закрылись двери, как перед неразумными девами (см. Мф 25,10).
Во-вторых, в сегодняшнем евангелии представлено нечестие тех людей, которые не захотели прийти на пир, то есть на ужин. Начали они – говорю – все извиняться, и это по трем причинам, а именно: по причине земли, волов и жены. Отказывающиеся из-за земли из гордости презирают царство славы. Отказывающиеся из-за волов – получили награду за жадность, а отказывающиеся из-за жены – получили приятную награду за блуд. Ибо земля означает земные почести. Поэтому, когда он говорит: я купил землю (Лк 14,18), то, как бы сказал: «Имею власть над преходящими благами и ни о чем ином не забочусь». Пять пар волов означает пять чувств, которые занимаются земными делами, как волы, обрабатывающие землю. Жена символизирует разврат, ибо телесные удовольствия для многих являются препятствием в достижении участи в небесной трапезе. Ибо разврат – губительная язва, которая оскверняет душу, ослабляет тело, опустошает кошель, губит красоту, пятнает доброе имя, отдаляет от Бога, соблазняет ближнего и ведет в огонь адский. Ибо она портит людей любого возраста и любого пола, любого положения. Атакует старых и молодых, мужчин и женщин, не чтит царский пурпур и не останавливается при бедности нищих. И кто же сможет описать ее многообразие! Она опустошила Пять Городов с окрестностями, она поразила сыновей Иуды, из-за жены левита уничтожила колено Вениамина, из-за нее сыновья Илия потерпели поражение в войне, она убила Урию, поразила Амона, побила камнями священников, обманула Самсона, сделала глупым Соломона, многих изранила и из-за нее погибли пятеро храбрейших.
И так, три вида людей пренебрегли приглашением на ужин. Читаем, что римляне чтили как бога Сатурна, которого именовали «урожайным», то есть «старым годом». Делали так для того, чтобы он обеспечил им урожайный год. Один мудрец пишет, что Сатурн созвал большой пир и пригласил на него всех тварей этого мира. Когда пир уже был приготовлен, пришли на него все приглашенные животные, за исключением шести, которые пренебрегли приглашением. Первой была свинья, которая оправдывалась, говоря: «Если на пиру не будет стручков и плевелов чтобы есть, и грязной воды чтобы пить, я не приду». Вторым был ворон, который ответил: «Если не будет там падали чтобы клевать, не приду». Третьей была сова, которая ответила: «Если нет там темноты, не приду». Четвертой была жаба, которая сказала: «Если не будет там мул чтобы есть, не приду». Пятым был лис, который ответил: «Если не будет там тварей, которых я мог бы обмануть, не приду». Шестой была муха, которая ответила: «Если нет там нечистот, в которых я могла бы возиться, не приду».
Сатурн, которого римляне чтили как всевышнего бога, символизирует Сына Божьего, который был сначала, есть ныне и будет в будущем. Этот наивысший Бог, как читаем в сегодняшней евангелии, приготовил большой ужин и когда он был уже готов, распорядился пригласить гостей, из которых шесть родов людей пренебрегло приглашением на пир Сатурна.
Первой тварью была свинья, которая отказалась из-за плевелов. Ибо свинья символизирует людей, которым большее наслаждение доставляет лежать в смердящем грехе, таком как гордыня, разврат, жадность, гнев и другие преступления, чем в чистом источнике, то есть в исповеди.
Второй тварью был ворон, который отказался из-за отсутствия падали. Ворон символизирует воров, разбойников и тех, кто притесняет убогих и живут трудами вдов и сирот.
Третьей тварью была сова. Сова символизирует клеветников, поэтому она избегает свет. Клеветники поступают так: весьма неохотно слушают доброе о ближних, а если что доброе услышат, тотчас перекручивают и очерняют его. А если же услышат что-то плохое, тем радуются и прибавляют к нему что-либо из своего вранья. Посему таковые сеют несогласие между мужем и женой, между братом и сестрой, меду королями и князьями, между мирянами и духовными. Посему ни один из членов тела не является худшим, чем злой язык, и не один не лучше, чем добрый язык.
Однажды хозяин послал своего управляющего на рынок, чтобы купил самое лучшее мясо, какое ему удастся найти. Управляющий пошел и купил только языки. Хозяин, увидев покупку, разгневался и выслал его снова, чтобы купил самое худшее мясо, какое будет на рынке. И на этот раз управляющий купил языки, а когда хозяин удивился, тот сказал: «Господин, не гневайся, ибо я сделал то, что ты приказал. Ибо нет ничего нежнейшего и лучшего, чем добрый и верный язык, и ничего худшего, чем лживый язык». Хозяин, поняв мудрость слуги, похвалил его за покупку.
Четвертой тварью была жаба, которая символизирует жадного. Ибо он имеет четыре порока и склонности, подобные тем, которые имеет жаба. Во-первых, жаба сонная. Подобно и жадный всегда сонный из-за печали и чрезмерной заботы. Во-вторых, жаба голодна. Подобно и жадный и сам голоден, и свою семью морит голодом, и никогда не осмеливается есть досыта. В-третьих, жаба – ядовитая. Подобно и жадный, поскольку не только убивает себя, но и своих детей убивает духовно, ибо владеет имуществом приобретенным ростовщичеством. В-четвертых, очи жабы постоянно глядят на землю. Подобно и жадный, который постоянно думает о деньгах. Таковые должны задуматься над примером о богатом гуляке, который был осужден исключительно по причине богатства, ибо: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное (Мк 10,25; Мф 19,24).
Пятой тварью был лис, который символизирует ведьм и еретиков. Ибо уста их полны красивых и сладких слов, которыми они лгут и обманывают человека, как лис, который хвалил голос ворона, чтобы схватить сыр.
Шестой тварью была муха. Символизирует она прелюбодея, которому большее удовольствие доставляет лежать в конюшне со служанкой, чем со своей супругой во дворце, или предпочитает он лежать с прелюбодейкой под забором в грязи, чем с законной женой в прекрасной постели. Подобно делает муха, которая, пролетая над зеленым лугом, избегает красивых цветов, а тянется к смердящему навозу.
Пример об одном прелюбодее, достойная жена которого была ревностной почитательницей Пресвятой Девы Марии. Несчастный прелюбодей сильно ее ненавидел. По причине непостоянства мужа, эта женщина оказалось в такой нужде, что, для того чтобы прокормить себя, была вынуждена кормить ребенка одного рыцаря. Прелюбодей из ненависти к своей жене, тайно прокрался к ней, перерезал младенцу горло и убежал. Когда утром женщина проснулась и собиралась накормить ребенка, увидела, что случилось и так сильно закричала, что проснулись все, кто был в доме. Тот час узнали о преступлении отец и мать младенца и весь город. Схваченную женщину привели в суд и когда ее приговорили к смерти, а защитника у нее не было, обратив взор к небу, сказала: «О Мария, Ты знаешь, что я невиновна, Тебя я себя вверяю!» Как только она вымолвила эти слова, появилась Дева, держащая на руках прекрасного ребенка, и сказала, обратившись ко всем: «Остановитесь, судьи! Это дитя будет сегодня судьей прелюбодея». Тогда дитя обратилось к судье: «Поскольку рассматривается дело об убийстве, пусть принесут тело убитого ребенка и пусть выслушают обвиняемую женщину». Все дивились мудрости этих слов и тотчас принесли мертвого ребенка, а мальчик сказал: «Судите справедливо, сыны человеческие!» А мертвому ребенку: «Во имя Господа встань и скажи, кто тебя убил!» Мертвый младенец тотчас встал и, хотя до этого еще не умел говорить, заговорил и пальцем указал на своего убийцу. Так невинная женщина была освобождена, а прелюбодея схватили. Тогда Дева с ребенком исчезла, а прелюбодей, привязанный к конскому хвосту, позорно погиб. То же самое станет со всеми прелюбодеями, если не на этом свете, то в будущей жизни, также и их нечестие выйдет на явь.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий