Из статьи брата Петра Лясковского ОР, Способы отдыха средневековых братьев-доминиканцев. 1.
Вначале я хотел бы определить предмет интереса. Дефиницию отдыха составлю из нескольких ступеней. Сначала не прямо, определяя цель действия, которое называю этим именем. Наверняка свет на этот вопрос проливают слова св. Фомы Аквинского: «отдых возвращает способность к работе уставшим, приносит облегчение утружденному разуму, удаляет беспокойства и заботы» (STh I-II, q. 38,3).
Такая дефиниция, однако, заключает в себе очень много действий, которые нас в принципе не интересуют: правдоподобно подошли бы к ней даже некоторые мистические переживания. Потому я сужаю ее до действий, которые имеют своей главной, а не побочной целью такой результат. Дополнительно не стану тут заниматься отдыхом, вынужденным болезнью и таким, который является очевидным элементом жизни любого человека – ночным сном и принятием пищи. Сосредоточусь на разрешенном поведении, но хотел бы также упомянуть о тех противоречащих орденскому праву, которые были распространены и, как кажется, мотивированы именно желанием отдохнуть. Различаю также три формы доминиканского отдыха, которые считаю наиболее распространенными: рекреации, прогулки и послеобеденный сон.
Отправить комментарий