Проповедь De tempore в пятнадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Nemo potest duobus dominis servire (Мф 6,24).
В этой евангелии можно заметить два вопроса. Во-первых, что существует много господ, которым нам нельзя служить. Во-вторых, она призывает нас искать царство Божье.
Что касается первого вопроса, то заметь, что Сын Божий, приходя в этот мир и видя, что люди среди различных обязанностей делают ошибочные выборы, хотел показать им, кому, собственно, они должны служить, и произнес вышеприведенные слова. Посему то, что тогда сказал, говорит и сейчас. Никто не может и т.д. Ибо некоторые люди служат своему телу, другие служат этому миру, еще другие – дьяволу, а некоторые служат Богу.
Телу служат обжоры, которые всю свою заботу посвящают тому, как насытить свой желудок и прокормить свое тело. Таковые должны опасаться, чтобы не стало с ними то, что случилось с Самсоном, жена которого Далила выдала в руки врагов (ср. Суд 16,4-21). Далила символизирует тело. Когда его слишком любят, как Самсон жену, так сильно, что ни умерщвляют его постами, ни испытывают бичеванием, то такое тело, содержащееся в удобствах, выдает потом Самсона, то есть душу, его врагам, а именно – бесам.
Некий мещанин, который редко постился, и даже вообще не хотел поститься, только непрерывно жил в роскоши, однажды ночью возвращался с большого застолья, совсем пьяный в свой дом. Дьявол, схватив его, сбросил в колодец, который находился на улице. Когда наступило утро, его нашли в колодце, а душу – боюсь – в аду. Это открыл один одержимый бесом. Так, этот человек достоин осуждения.
Некоторые же служат другому господину, а именно – миру. Они также весьма глупы. Прежде всего потому, что мир любит тех, кто ему служит, только тогда, когда они здоровы. Тогда же когда болеют, отвергает их. Имеем это прекрасно представленным в аллегории в Первой Царской Книге (30, 9-13). Случилось, что Давид преследовал своих врагов, убегающих с добычей из его страны. И увидел одного юношу, стоящего в поле. Сказал ему: «Чей ты? Или, что ты тут делаешь?» (ср. 1Сам 30,13). Он же ответил: я – раб одного Амаликитянина; и бросил меня господин мой, ибо я заболел (1Сам 30,13). «Глосса»: Этот отрок представляет человека, который как раз служил этому господину, то есть миру. Когда он был здоров и силен, господин любил его, но, когда начал болеть, оставил, ибо совсем о нем не заботится. Видим, что мир ежедневно так поступает с теми, кто ему служат.
Следует также бояться быть в неволе или под господством этого мира, ибо что только человек заработает на этой службе, все в конце будет у него отобрано. Когда богач уснет сном смерти, ничего не возьмет с собой и не последует за ним его слава. Он находится в такой ситуации, как те, кому господин приказывает искать под землей золото и серебро, а после окончания работы, когда выводит работников из шахты, проверяет их уста, уши и другие места, чтобы ничего не смогли вынести с собой.
Следует также бояться господства мира, ибо мир – как предатель: своего слугу, даже если тот ему верно служил, отдает врагам. Посему так он говорит бесам: кого я поцелую, то есть одарю преходящим успехом, тот и есть, возьмите Его! (Мф 26,48). Это по этой причине Господь говорит, с каким трудом богач войдет в царство небесное (ср. Мф 19,23).
Некоторые служат третьему господину, то есть дьяволу. Они вообще лишены разума. Служат же ему те, кто, пребывая в грехах, непрерывно совершают новые грехи. Они весьма глупы. Служат ложному и недостойному доверия господину, который был обманщиком с самого начала. Видно это на примере Адама и Евы, которым дьявол сказал: Будете как боги (Быт 3,5), то есть бессмертными. Говоря это, обманул их, ибо все мы умираем, и они также умерли. Дьявол обещает тем, кто ему служат, помощь в нуждах, успех и здоровье. В действительности же он не может противодействовать даже одной лихорадке.
Поэтому также, когда заболел один рыцарь, большой друг английского короля Ричарда, король пришел к нему, и чтобы его утешить, обещал ему все, чтобы тот от него ни потребовал. Рыцарь ответил ему: «Прошу только то, чтобы ты помнил, что это ради тебя я претерпел болезни и по-рабски угождал самому дьяволу. Хочу, чтобы ты отдалил от меня эту опасную болезнь». Когда король ответил, что не может этого сделать, рыцарь добавил: «Воистину, напрасно я служил земному королю и был невольником дьявола. Теперь буду служить тому, кто и тело, и душу может погубить или спасти». Тотчас, выздоровев, он вступил в монастырь и окончил жизнь творя добро.
Глупость невольников дьявола проявляется также и в том, что служат они столь ужасающему господину. Предположим, что один человек имел бы смелость всех людей. Но даже он не смог бы вынести вид дьявола, только тотчас бы силы оставили его. Дьявол наполняет столь огромным страхом, что если бы с одной стороны была разожженная печь, а с другой стороны дьявол, (…) то человек скорее бы бросился в печь, чем бы захотел встретиться с дьяволом. А именно, вызывает он такой ужас, что когда один монах увидел дьявола под видом некоего зверя, а был тогда еще молодым, потом рассказывал, что та минута, когда он на него смотрел, тянулась как сорок лет, хотя это был только краткий миг. Когда этот монах пришел к собратьям, был полностью седым. Что же будет с теми, кто ныне служат дьяволу и кто бесконечно будут видеть его в аду?
Некоторые, однако служат Богу и таковые – блаженны. Посему должны мы служить Богу по трем причинам: потому что это справедливо, почетно и полезно.
Это справедливо так как творение должно служить творцу. Бог же и есть наш Создатель. Служение Ему также справедливо, так как Он искупил нас не золотом и серебром, но бесценной кровью, одна капля которой ценнее всего мира. Это также справедливо, чтобы мы Ему служили, поскольку Он нам служил. Ибо мы были как блуждающие овцы, а Он искал нас на протяжении тридцати трех лет. Поэтому говорит Он устами Исаии: ты грехами твоими затруднял Меня и т.д. (ср. Ис 43,24). О, сколь же ревностно Он нам служил, обходя города и поселения, страдая и предпринимая ради нас другие труды.
Во-вторых, следует Ему служить, ибо это – почетно. Ибо если можно служить князьям этого мира, то намного охотней мы должны служить тому, кто является Царем царей и Господом господствующих. Служить Ему, как говорит Григорий, значит царствовать.
В-третьих, следует Ему служить, поскольку это полезно. За одну небольшую услугу Он дает огромное вознаграждение и вечный покой. Матфей говорит: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам и т.д. (Мф 25,34). О Боже, если за одну или две деревни оказывают столь огромные услуги земным властителям, и намного большие следовало бы оказывать за одно королевство на земле, если бы люди надеялись получить его, насколько же ревностней должны мы служить Богу за царство небесное, которое является царством всех веков. Люди обычно охотно служат могущественным господам, которые могут их защищать, а также господам щедрым и достойным доверия. Все эти черты имеем в особе Христа, который наиболее могуществен, если речь идет о защите, и надежен в вознаграждении. Весьма могущественным был бы тот король, слуг которого никто не смел бы ударить. Воистину, дьявол кажется наиболее могущественным под небом, и все же не имеет смелости вырвать у нас даже один волос. Таким образом, кто бы ни был истинным слугой Христа, пусть не боится сатаны ни в пустыни, ни в воде, ни в огне.
Примером того является Мария Магдалина, которая на протяжении тридцати лет жила в гроте, лишенная всяческой человеческой помощи среди диких животных, и все-таки хранима Господом, которому служила, не претерпела от них никакого урода до самой смерти. Царица Иезавель погибла злой смертью в городе, в собственном дворце, поскольку была служительницей дьявола (2Цар 9,30-37). А слуга Божий Даниил остался невредимым среди львов (Дан 14,31-42). А царь Сеннахирим погиб в храме среди рыцарей от руки собственных сыновей (2Цар 19,35-37).
Христос также весьма богат и приходит нам на помощь. Это видно, когда разделяет Он богатства этого мира. А именно, дает каждому, когда сам хочет и сколько хочет. Псалом гласит: ибо обилие и богатство в доме его (Пс 111,3). Более того, Он – наиболее надежный вознаграждающий, ибо одному дает тридцатикратную награду, второму – шестидесятикратную, а еще иному – стократную. Так видно разнообразие Его даров.
Преступаем ко второй части, которая призывает нас искать Бога или царства Божьего словами: Ищите прежде всего царства Божьего (Мф 6,33; Лк 12,31). А искание это имеет четыре вида, а именно: либо это царство покупается, либо вырывается, либо его крадут или добывают силой, либо же оно дается.
Первым способом, то есть покупкой, получили царство Божье пророки, патриархи и многие другие, которые купили его милостынями у убогих, каковым принадлежит царство небесное. О, с каким же рвением старались они его купить, ища паломников и убогих, принимая их в гости, омывая им ноги и подкрепляя тела! Примером того является Авраам, Лот и Товит.
Вторым способом, то есть силой, добывали его мученики, ибо велико насилие в мученичестве. Воистину, те кто были побиты камнями, казнены и многими другими способами были истязаемы, добыли царство Божье. По этой причине говорит Господь: От дней же Иоанна Крестителя… Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11,12). Разве не вырвал его разбойник, который хоть и совершил много зла, то все же неожиданно обрел царство, когда услышал: ныне же будешь со Мною в раю? (Лк 23,43). О, какое же он совершил ограбление! С этого часа уже никогда не будет убогим!
Третий способ, которым некоторые добывают царство небесное, это его воровство. Так поступили монахи, которые украли его тайными молитвами и благими поступками. Разве не украла его та женщина, которая страдала кровотечением, которая тайно прикоснулась к одеждам Иисуса (ср. Мф 9,20; Лк 8,44), которым была исцелена?
А некоторые получают царство небесное даром, как например крещенные дети.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий