Проповедь De tempore в третье воскресение после Богоявления Перегрина Опольского.
Et ecce leprosus veniens adorabant eum dicens Domine si vis potens me mundare (Мф 8,2).
В этой евангелии подчеркнуты два вопроса: огромное милосердие Бога и несчастье грешного человека.
Милосердие Бога проявляется в том, что пожелал Он сойти с горы, чтобы исцелить прокаженного. Но взглянем, с какой горы Он сошел! Воистину с той горы, где царит здоровье и краса, то есть из царства небесного. Было это прекрасно изображено с Книге Даниила, где читаем: От горы оторвался камень без рук и разбил ноги истукана (ср. Дн 2,34). Камень – это Христос, который отрывается от горы, когда ради нашего спасения был послан на землю. Разбил он ноги истукана, то есть полностью отдалил врага нашего спасения вместе со всеми его обольщениями.
А зачем Он пришел? Так вот, был Он послан, чтобы очистить прокаженного, то есть весь людской род. Ибо род людской был чистым столько, сколько оставался без греха, а как только согрешил, сразу впал в адскую проказу. Христос же, скорбя над человеческой хворью, от которой ни один лекарь не мог его вылечить, сошел на землю, принося с собой елей милосердия и совершил это исцеление, помазывая на кресте род людской своею бесценной кровью. То есть поступил Он так, как некий богобоязненный царь.
Жила себе бедная прокаженная девица, которая могла быть исцелена только благодаря омовению в царской крови. Услышав это, некий царь пролил свою кровь, чтобы исцелить девицу. И омыли девицу этой кровью, и она очистилась. Этот царь – Христос, который так сильно возлюбил прокаженную девицу, то есть грешную душу, что очистил ее своей кровью, пролитой из пронзенного бока. И именно в этом проявляется Его огромное милосердие. И таким образом мы выяснили первый вопрос.
Второй вопрос, затронутый в сегодняшней евангелии – это людское несчастье, представленное в этом прокаженном. Ибо этот прокаженный изображает грешника, который пред лицом Бога, ангелов и святых более нечистый, чем все прокаженные, и посему как прокаженный будет в судный день отдален от общения со всеми святыми. Аллегорически было это представлено в Книге Чисел: повели сынам Израилевым выслать из стана… прокаженного (5,2). Сыны Израиля — это ангелы, которые, как сказано у Матфея: изыдут Ангелы в судный день, и отделят злых, как прокаженных из среды праведных, то есть святых, и ввергнут их в печь огненную: то есть в преисподнюю (ср. Мф 13,49), как в жилище для прокаженных. А грех назван проказой, потому что, подобно как проказа, которая болезненна и поражает, и ослабляет все члены тела, так и грех поражает и ослабляет члены души, которыми являются пять чувств. Подобно как телесная проказа лишает человека общества людей, так и проказа духовная, то есть грех, лишает человека благодати всех благих дел, которые творятся в Церкви.
Аллегорически это было представлено в Книге Левит. Некий человек из семени Ааронова был бы прокажен, не может быть облачен в освященные одеяния, пока не будет очищен (ср. Лев 22,4). Этот прокаженный человек, то есть грешник, не будет облачен в эти одеяния, то есть не будет иметь удел в благих деяниях, творимых в Церкви в Божью честь, пока не будет исцелен, то есть очищен от грехов через покаяние. Если же не будет очищен, то будет выслан из стана, то есть не сможет пребывать в царстве небесном.
Далее читаем в Святом Писании о семи изгнаниях, и это по причине семи смертных грехов.
По причине гордыни Люцифер был изгнан с небес, а Навуходоносор из царства. Даниил (4,27-31) описывает, что Навуходоносор, надмеваясь гордыней, говорил: не это ли Вавилон…, который я построил… силою моего могущества? (4,27), как будто бы сказал: «не с Божьей помощью, но сам». К нему обращается пророк Даниил, говоря: тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями (4,22). Этот Навуходоносор представляет грешного человека, который в своем беззаконии гордится силой или же богатствами, или своей красотой, как будто бы имел эти дары от себя, а не от Бога. Такой, подобно как прокаженный, будет удален от людей, то есть от святых, и будет иметь обитание со зверьем, то есть с бесами в преисподней. Таков Люцифер, таковы также и другие бесы. Дикие звери, как волк, медведь или иные, устраивают также засады на людей. Точно так и злые духи устраивают засады на наши души.
Примером этого является святой Мартин. Когда он был на пороге смерти, узрел злого духа в образе дикого зверя, стоящего рядом с ним. Тогда он воскликнул: «Что стоишь тут, жестокая бестия! Не найдешь во мне ничего грешного. Я буду принят на лоно Авраама».
По причине же чревоугодия были высланы из рая Адам и Ева и приговорены к изгнанию в этом мире. Подобно все грешащие обжорством и пьянством будут высланы из небесного рая в адское изгнание, где не познают никакого утешения.
По причине же гнева была выслана из стана сынов Израиля сестра Моисея, Мариам. Ибо разгневалась она, когда Моисей по воле Господа Бога взял в жены эфиопку. Начала она тогда роптать против брата и вдруг покрылась проказой, и изгнали ее (ср. Числ 12). Так будет с каждым, кто ропщет, когда его порицают и не хочет простить обиды ближним, но пребывает в гневе год или два. Если кто в таком состоянии умрет, будет исключен из стана сынов Израилевых, то есть из общества ангелов.
По причине же разврата был изгнан Иеффай, которому сказали его братья: Наследником в доме отца нашего не бывать тебе, ибо ты развратник, и от другой женщины родился (ср. Суд 11,2). Так станется со всеми нечистыми, когда братья, то есть ангелы и святые, в день Суда станут делить землю, то есть небесное наследство, так как каждый заслужил. Тогда скажут Иеффаю, то есть каждому грешащему развратом: «Ты, бывший развратником, не будешь иметь с нами удел в небесном наследстве, но в преисподней будет твое наследство».
По причине жадности изгнал Господь из храма покупающих и продающих, а также менял. Также будет и со всеми, кто не хочет перестать умножать свои богатства, ибо если кто имеет десять гривен, хочет иметь сто, если кто имеет сто, хочет иметь тысячу. И именно таковые будут самим Иисусом Христом изгнаны из небесного храма, как узрел это Иоанн в Откровении: И отверзся храм Божий на небе, и явился в нем «ковчег завета» Бога (ср. 11,19).
Причиной изгнания может быть также леность и безделье. Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю (Мф 25,30). Так скажет Иисус в час Суда. Каждого негодного раба, то есть всякого человека ленивого, который был бесполезен и ленив в моей службе, выбросьте во тьму внешнюю, то есть преисподнюю, куда никогда не доходит свет. Тогда обратится Иисус к ангелам такими словами: Отгони его от лица моего (ср. Иер 15,1). А когда они воскликнут: Куда же Ты выгоняешь нас, Господи? Он ответит им: На смерть, как бы говорил: «Отдалены вы от меня, кто на смерть, кто под меч» (ср. Иер 15,2). Под меч – значит на адские муки, где нет никакого блага и где вечно царит неволя. И поэтому по примеру этого прокаженного, если проказа коснулась душ наших, должны мы поступать так, как поступил этот прокаженный. Мы должны сказать: Господи, если хочешь, можешь меня очистить. А Господь ответит: Хочу… Иди, покажись (дополним: «священнику на исповеди»), и будешь очищен (ср. Мф 8,3-4).
Имеем соответствующий пример. Некий священник выслушивал исповедь. Пришел дьявол и стал перед церковью. Видел он как черные, покрытые проказой люди входят в церковь. Каждый же, кто исповедовался, выходил чистый и прекрасный. Дьявол, видя, что и сам прокажен и безобразен, также вошел в храм и начал исповедоваться, чтобы очиститься. Но когда он исповедовал свои множественные грехи, священник спросил его: «А ты случайно не дьявол?» А он ответил: «Да». Тогда священник спросил его: «А зачем ты пришел на исповедь?» Дьявол же сказал: «Конечно затем, чтобы очиститься как те люди, которых ты исповедовал». Тогда священник спросил его: «Сожалеешь ли ты о том, что выступал против Бога?» На что дьявол ответил: «не сожалею». «Поскольку не сожалеешь, не можешь быть помилован» - сказал священник и дьявол исчез. А посему, чья душа покрыта проказой, пусть придет на исповедь, и будет очищен.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий