Элементы апостольской формулы

1/21/2022, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Установление нищенствующего характера Ордена, I. Апостольский устав, 2.

Первый элемент это миссия, видимым образом полученная от Церкви, которую ни в коем случае нельзя «осмелиться» предпринимать самостоятельно. Определения «миссия» и «осмелиться» мы позаимствовали из одного из документов, касающихся нашей истории, а именно из папского послания от 17 ноября. Папа отправил его вскоре после описанной встречи в Монпелье и рекомендует в нем своим легатам уделять власть проповедования Слова людям, среди которых наверняка был и св. Доминик и Диего, духовный сан которых был описан так: «Некоторые монахи жаждут обратиться к еретикам со своими проповедями, но не имеют никого, кто уделил бы им миссию … не осмеливаются принять пост проповедника силою своих собственных полномочий». Находим в этих словах эхо часто повторяемой цитаты св. Павла (Рим 10,15): «Как проповедовать, если не будут посланы?» В таком понимании проповедники вальденсов и альбигойцев, которых Доминик встретил в Лораге, не были полностью апостольскими, поскольку, не смотря на свой великодушный евангелизм, не имели видимой миссии.

Следующий элемент – определенный образ жизни. «Идти по двое», «пешком», или даже «босиком». Просить хлеб от двери к двери, ostiatim. Евангелия говорит просто: «Ешьте, что вам предложат» (Лк 10,8). Принимая во внимание то, что речь идет о восточном гостеприимстве, мы не можем под этим понять буквальное хождение от дверей к дверям и стуканья в них. Но Запад придал нищенству именно такую форму. Ostiatim стало с этих пор важным термином.

Наконец то, что можно назвать «странствием по округе»: circuire per castella, «обходя поместья». Вдохновением были здесь евангельские тексты (Мф 9,35; Мк 6,6; Лк 9,6). Господь и его апостолы именно это делали в Галилее. Термин circuire мы встречаем также в Послании к Евреям (11,37). Святые Ветхого Завета, которых мир был недостоин, circuibant ubique, блуждали по холмам и пустыням. Это кружение проповедника, как и блуждание отшельника, было в то время идеалом совершенно отличным от странствующего паломника, шагающего прямо вперед. Временами их пути пересекались.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий