Проповедь De sanctis в день святого Лаврентия, мученика Перегрина Опольского.
Probasti cor meum, et visitasti nocte; igne me examinasti, et non est inventa in me iniquitas (Пс 16,3).
Слова эти справедливо мог бы произнести святой Лаврентий, а выражены в них были три правды. Во-первых, Лаврентий благодарит Бога за то, что его испытал во временной жизни. Так делают дети, которые получают розги. Благодарят они тогда своих родителей, а некоторые даже целуют розги, которыми их наказывали. Подобно поступает сегодня святой Лаврентий. Во-вторых, в словах не нашел во мне неправоты, говорит о своей святости. Немного сегодня таких Лаврентиев, которые могли бы сказать: не нашел во мне неправоты, то есть греха. В-третьих, в словах: посетил меня ночью Лаврентий говорит, что по этим двум поводам посетил его Бог.
Когда речь идет о первом, обрати внимание, что Бог испытывает во временной жизни друзей, которых хочет иметь в своем небесном монастыре. Существует обычай, что новиции, которые хотят быть принятыми в какой-нибудь орден, в первом году проходят период испытаний и, если братья видят, что они послушны, рассудительны, внимательны и благочестивы, допускают их к принесению обетов. Так и Бог, желая иметь Лаврентия в монастыре, то есть в царстве небесном, в первом году предал его испытаниям, хотя отличался он многими добродетелями, и когда убедился, что святой Лаврентий достиг совершенства в молитве, допустил его к небесным обетам.
Бог же тех, кто находится в его новициате, испытывает во временной жизни двояко: в благополучии и в невзгодах. Во время благополучия обычно две вещи сводят человека с пути Божьего, а именно – богатства и почет. Поэтому Бог иногда дает человеку во временной жизни богатства. Если человек правильно ними распоряжается, хорошо хранит и хорошо использует, дает ему богатства небесные. Но часто происходит, что алчность сводит человека; и так многих постигло наказание, поскольку человек не довольствуется тем, что имеет, но постоянно ищет и жаждет больше и в этом ненасытен. Так как Ахан, о котором читаем у Иисуса Навина (7,16-26). Прежде чем Навин взял Иерихон, наложил заклятие на все, что было в городе и приказал, чтобы никто ничего не брал, но, чтобы все было сожжено. Ахан же взял пурпурный плащ, а также золотую корону и спрятал, его вывели за город и побили камнями. Также Иуда, ведомый алчностью, предал Христа за деньги, а потом повесился.
Почет – второе, что во время благополучия сводит человека с Божьего пути. Иногда Бог возносит кого-либо во временной жизни к какому-нибудь достоинству. Если блюсти его он будет хорошо, возвысит его Бог и в будущей жизни. Но если впадет в гордыню, она сведет его так, что он никогда не будет принят в небесный монастырь. Ибо Люцифер, когда был возведен в достоинство, поскольку был прекраснее и значительнее других, возгордился, желая стать равным Богу. Был он изгнан из небесного монастыря, поскольку не прошел период испытания. Тот, кто прежде назывался Люцифер, теперь, согласно Бернарду, называется Ноцифер. Когда Навуходоносор блюл царское достоинство, впал в гордыню и превратившись в вола, как вол ел сено (Дан 4,30). Сегодня в аду много таких, которые при жизни могли бы есть сено.
Лаврентий не был таким! Он, хотя и имел огромные сокровища, а Христос поддал его испытанию, воистину не позволил алчности обмануть себя. Ибо не приберег сокровища для себя или для родственников, и не раздал жонглерам, но убогим.
Так, читаем, что некий император по имени Филипп*, который во времена Лаврентия принял христианскую веру, имел рыцаря по имени Деций. Когда в то время в Галлии вспыхнуло восстание, император послал туда Деция. Деций, одержав полную победу, вернулся в Рим, а император принял его с триумфом. Тогда тот, преступно начал плести заговор против своего господина и замышлять его убийство. Когда же император спал на своем ложе под шатром, Деций тайно проник туда и задушил своего господина, а потом отправился в царский город. Узнав об этом, сын императора, Филипп, испугался и все свои богатства передал святому Сиксту, папе и святому Лаврентию, чтобы раздали сокровища убогим Церкви, если его настигнет смерть от руки Деция. Потом Филипп сбежал, а Деций был возведен на императорский трон. Тогда он начал преследовать христиан. Во время этих гонений погибло много мучеников, а среди них также Филипп был увенчан мученичеством. Лаврентий, видя это, все сокровища раздал убогим. И так мы показали, что богатства не свели его с Божьего пути.
Во-вторых, почет не свел святого Лаврентия с Божьего пути. Хотя он занимал высокую должность, так как был архидиаконом верховного пастыря, однако не возвеличивал себя по этой причине. Читаем, что во время гонений он искал убогих по домам, кормил их и по примеру Спасителя умывал им ноги и целовал их.
Бог испытывал его также в невзгодах. Среди же невзгод – две, которые чаще всего сводят человека с Божьего пути, а именно боязнь потерять власть и страх смерти. Поэтому Ирод, когда родился Христос, боясь потерять царство, убил всех мальчиков в Вифлееме. Если же речь идет о страхе смерти, то примером может быть святой Петр, который боясь смерти, в ответ одной служанки, отрекся от Христа. Не так поступил Лаврентий. Он, когда увидел святого Сикста, ведомого на казнь, воскликнул: «Куда же ты идешь, отче, без сына!» Лаврентий не боялся утратить ни почет, ни даже жизнь.
Читаем, что, когда Деций искал сокровища своего господина, привели к нему Сикста как того, кто чтит Христа и владеет императорскими сокровищами. Когда вели его на казнь, святой Лаврентий кричал ему вслед: «Отче святой, не оставляй меня, ибо сокровища, которые ты мне передал, я уже раздал!» Когда же и его схватили, Деций спросил его: «Где сокровища, о которых мы слышали, что находятся у тебя?» В ответ Лаврентий собрал всех убогих, слепых и хромых, говоря: «Вот сокровища вечного Царя, которых мы всегда имеем с собой (ср. Мф 26,11). Их руки отнесли сокровища в небо».** Разгневанный Деций приказал бичевать его плетью с крючьями. Когда же он приказал ему принести жертву богам, чтобы таким образом Лаврентий смог избежать пыток, тот ответил: «Несчастный, я всегда жаждал этого пира!» Тогда по приказу Деция его били палками и прикладывали раскаленные пластины к бокам. Лаврентий воскликнул: «Господи Иисусе Христе, прими мою душу!» Голос с неба ответил ему: «Еще долго ты должен сражаться!» Тогда Деций сказал: «Принесите раскаленное ложе, чтобы Лаврентий на нем почил!» Слуги привели его к железной решетке, под которую вилами подложили раскаленные угли. Лаврентий сказал Децию: «Знай, несчастный, что этот жар приносит мне прохладу, тебе же – вечное наказание!» и усмехнувшись, добавил: «Вот, несчастный, ты поджарил одну сторону, поверни же на другую и съешь!» Потом воскликнул: «Благодарю Тебя, Боже, что заслужил войти в Твои врата!» И так испустил дух.
А святой Ипполит, которого обратил Лаврентий, забрав его тело из огня, похоронил его с почестями. И так стало очевидным, что святой Лаврентий был испытан во время благополучное и в невзгодах как добрый новиций и потому был допущен к небесным обетам. Посему верно сказано: Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, испытал меня огнем, но неправоты не нашел во мне.
В-третьих, святой Лаврентий говорит, что Бог его посетил: посетил меня ночью и это за то, что он претерпел ради Христа. Посещал же Он его посредством различных чудес.
В житии святого Генриха, императора, читаем, что он и его супруга Кунегунда жили в целомудрии. Генрих, по дьявольскому наваждению, стал подозревать жену из-за какого-то рыцаря, и приказал ей босиком ступить на раскаленное железо. А она, ступив туда, произнесла: «Христе, желающий, чтобы я осталась нетронутой Генрихом и каким бы то ни было мужчиной, помоги мне!» И послышался голос, который ответил: «Дева Мария тебя, деву, освободит». И ничего плохого с нею не случилось. А когда умирал упомянутый император, множество злых проходило мимо кельи одного отшельника. Тот спросил идущего последним, что происходит. А дьявол сказал: «Мы – легион злых духов и спешим на смерть императора». Отшельник заклял его, чтобы он вернулся к нему. Дьявол, вернувшись, сказал: «Мы ничего не получили, поскольку, когда положили на весы добрые и злые деяния императора, тот человек, которого поджаривали, принес золотой кувшин, положил его на весы и таким образом перевесил чашу весов». Тогда дьявол от злости оторвал одно ухо у кувшина. Кувшином же он называл чашу, которую упомянутый император приказал сделать в честь святого Лаврентия, а чаша эта по причине своей величины имела два уха. Потом оказалось, что именно тогда, когда умер император, одно ухо чаши оторвалось.
Некий священник, собравшись отремонтировать церковь Святого Лаврентия, пригласил множество мастеров. Однажды, когда не имел чем накормить их, прочитал молитву, заглянул в печь и нашел там белейший хлеб. Но когда казалось, что хлеба едва хватит на одну трапезу, святой Лаврентий, желая накормить своих мастеров, так размножил хлеб, что пищи хватило на десять дней для всех работников.
* Филипп Араб, римский император (244-249), согласно Евсевию, был первым императором христианином, что не подтверждается историческими фактами. Его преемник – Деций Траян.
** Согласно «Золотой легенде» Лаврентий сказал: Перед тобою вечные сокровища, которые не умаляются, но возрастают, тратятся в каждом и обретаются во всех, ибо руки этих людей перенесут сокровища на небеса.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий