Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся

11/30/2022, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Апостола Андрея Перегрина Опольского.

Vestigia ejus secutus est pes meus: viam ejus custodivi, et non declinavi ex ea (Иов 23,11).

Господь, призывая Петра и Андрея словами: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф 4,19; Мк 1,17), желал, чтобы они не только за Ним ходили, но подобно как Он поступали. Святой Андрей смиренно исполнил это поручение, посему действительно мог сказать: Нога моя твердо держится стези Его и т.д.

Размышляя над вышеприведёнными словами, можем заметить, что путь, которым шел Иисус, и которым, если хотим быть спасенными, и мы должны за Ним следовать, так как следовал за Господом святой Андрей, имеет четыре измерения.

Таким образом, первый путь Христа вел с неба к лону Девы. Это был путь смирения. Воистину, велико было бы такое смирение, если бы кто-то багряную или пурпурную ризу прикрыл ничтожным вретищем. А Христос именно так и сделал. Хоть был Богом, прикрыл свою божественную природу безобразным и ничтожным вретищем, коим является наша человеческая природа, и рожденный Девой, стал небесным слугой людей.

Второй путь вел из лона Девы на землю, когда Христос родился в бедном вертепе и спеленали Его убогим платком, ибо не нашлось для Него места в гостинице (Лк 2,7). Христос явил свою бедность, когда говорил: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8,20; Лк 9,58).

Третий путь – путь земной жизни, ведущий через множество невзгод к кресту. Это был путь послушания. Ибо Адам через непослушание утратил рай, Христос же через послушание рай нам вернул. Это также был путь боли и страдания, ибо глава Его была увенчана тернием, уста напоены желчью, очи залиты слезами, шея и лицо подверглись бичеванию, а руки и ноги – прибиты ко кресту: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места (Ис 1,6).

Четвертый путь вел с креста в преисподнюю, откуда Христос вывел Адама и святых отцов. Это был путь любви. Воистину, велика была бы та любовь, если бы человек претерпел мучения за своего друга, более великая – если бы отдал за него свою жизнь, но наивеличайшая – если бы отдал жизнь за врага. А Христос это сделал.

Таковы посему стези Христа. Святой Андрей пошел стезями Его. Сперва путем смирения, поэтому поется о нем: «Явился среди люда сей муж смирения». И это не должно удивлять, ибо он проповедовал это святое учение: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11,29).

Во-вторых, шел он путем бедности, ибо ради Христа оставил все, что имел или мог бы иметь. Поэтому шел за Христом, оставив все, так как услышал Его учение: так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк 14,33).

В-третьих, пошел за Господом путем любви. Читаем о нем, что был он полон любви и эту любовь оказал святому Матфею. В свое время святой Матфей читал проповеди в одном городе. Люди в том городе, презрев его учения, вырвали его глаза и связанного ввергли в темницу, чтобы потом убить. В то время святому Андрею явился ангел Господень и приказал ему отправиться в Бургундию* к святому Матфею. Когда святой Андрей ответил, что не знает пути, ангел приказал ему идти на берег моря и сесть на первый корабль, который увидит. Исполняя это распоряжение, под опекой ангела и при попутном ветре, он добрался до города, где нашел открытую темницу, в которой пребывал святой Матфей. Заплакал святой Андрей, увидев его и начал молиться. Тогда Господь, выслушав его молитвы, вернул зрение святому Матфею и тот убежал из темницы. Жители города, возмущенные побегом святого Матфея, схватили Андрея и связанным волокли по улицам. Истекая кровью, святой Андрей молился за своих мучителей и этой молитвой ко Христу, обратил их. Что же стало причиной этого, если не любовь, которая наказывала ему молиться даже за врагов.

Его любовь можно также познать из обращения одного мужа по имени Николай. Он подошел к святому Андрею и сказал: «Господин, вот, на протяжении семидесяти лет моей жизни я предавался разврату. Ныне же, святой муж Божий, пусть твоя благочестивая молитва предстательствует пред Господом о моем спасении». Услышав это, святой Андрей начал плакать и молился от терции до ноны. А когда встал с колен, не хотел есть, но сказал: «Не буду есть, пока не узнаю, что Господь смилосердился над этим старцем». И постился он пять дней, и тогда услышал голос, который сказал: «Добился ты, Андрей, прощения для старца, но, чтобы был он спасен, пусть так же умерщвляет себя постами, как ты себя умерщвлял». Старец так и поступил, с тех пор жил благочестиво и почил в мире. Тогда снова отозвался голос к святому Андрею: «Благодаря твоей молитве, Я отыскал потерянного Николая».

О любви Андрея свидетельствует также рассказ о сорока мужах, которые плыли к апостолу, чтобы принять его учение. Неожиданно дьявол сотряс корабль и все они утонули, но Андрей тотчас вернул их к жизни. Спасенные рассказали обо всем, что с ними сталось. Так вот святой Андрей шел путем любви.

Шел он за Господом также путем боли и страданий. Читаем, что, когда прибыл он в Ахею, по всей той земле проповедовал учения Церкви, и обратил в веру жену проконсула Эгея. Узнав об этом, Эгей угрозами пытался склонить его к поклонению идолам. Ответил ему святой Андрей: «Придумывай пытки, какие только захочешь. Тем более милым буду я для моего Царя, чем более стойко буду переносить мучения ради Его Имени». Тогда Эгей приказал бить его двадцати мужам, а избитому связать руки и ноги, чтобы еще больше мучился.

Когда потом Андрея вели на распятие, собравшаяся толпа кричала: «Невинна его кровь! Невинным он несет наказания!» Апостол просил людей не мешать его мученичеству. Когда же увидел крест, приветствовал его словами: «Приветствую тебя, крест, освященный Телом Христовым, крест, который я уже давно жажду принять и который всегда любил»*. Сказав это, снял свои одеяния и отдал их палачам. А они, согласно приказу, повесили его на кресте, на котором он оставался живым еще два дня и проповедовал двадцати тысячам людей. Тогда толпа угрожала Эгею смертью и говорила, что муж столь добрый и благочестивый не должен так страдать. Эгей пришел, чтобы снять с креста Андрея, который увидев его, сказал: «Зачем ты пришел, Эгей? Если чувствуешь сокрушение, получишь прощение, если же нет, то хоть и снимешь меня с креста, знай, что тогда и так я буду уже мертвым. Ибо я уже вижу Царя, который меня ожидает». Когда все-таки Эгей пытался его снять, никак не мог приблизится к нему. Ибо святой Андрей, видя, что Эгей хочет снять его с креста, с такой молитвой, как подает святой Августин, обратился к Богу: «Господи, не позволь, чтобы я живым сошел с креста, но уже время, чтобы я предел земле свое тело, ибо столь долго я трудился, столь долго бодрствовал, что хотел бы освободиться от него». После этих слов, необычный свет сошел на него таким образом, что никто не мог увидеть его, и окутанный этим светом, он отдал Богу душу. А Максимилла, жена Эгея, забрала его тело и с почестями похоронила. И так святой Андрей последовал за Христом путем мученичества и достиг царства небесного.

* Изложенные Перегрином предания о св. Андрее, как и о большинстве других святых, были взяты из «Золотой легенды» Иакова Ворагинского. Согласно «Золотой Легенде» Апостол отправился в Маргундию, возможно речь идет об Эфиопии, где проповедовал св. Матфей.

** Согласно «Золотой Легенде» речь Андрея звучала так: «Здравствуй, Крест, освященный Телом Христовым и украшенный членами Его, словно жемчугом. Прежде чем взошел на тебя Господь, ты нес страх на земле. Ныне же ты являешь небесную любовь и сделался желанным. В покое и радости я иду к тебе, чтобы ты в веселии принял меня, ученика Того, Кто висел на тебе. Всегда я любил тебя и желал. О благой Крест, принявший красоту и благолепие членов Господних! Давно желанный, сильно любимый, беспрестанно искомый и, наконец, приготовленный желающей тебя душе! Возьми меня от людей и передай моему Учителю, чтобы тобой меня принял Тот, кто тобой искупил меня».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий