Иисус, возведя очи…

12/04/2022, No Comment

Проповедь De tempore в двадцать пятое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Cum sublevasset ergo oculos Jesus (Ин 6,5).

Во многих местах читаем о том, что Христос возводил очи. Делал же Христос так, чтобы научить нас во всех наших нуждах обращаться ни к кому иному, как только к Нему и к тем, кто пребывает в небе. Поэтому читаем во Второй Книге Хроник, что говорил царь Иосафат: когда не знаем, что нам делать, только и остается нам, возвести к небу очи наши (ср. 2Пар 20,12). А поскольку, согласно Григорию, каждое деяние Христа является для нас наукой, посему имеем пример, что часто должны мы возводить очи наши к небу, туда, где находится наша отчизна.

Посему говорит Апостол: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13,14). Также написано: все мы умираем (ср. 1Кор 15,22) и исчезаем с земли как вода, которая не вернется. А поскольку находимся мы в этом мире в изгнании, должны мы возводить очи нашего сердца к той стране, которая является страной живых, и стремиться к ней, каждый день проходя, благодаря добрым делам, день пути, как это делали сыны Израиля. Когда перешли они через Красное Море, дал им Господь облачный столп, который шел пред ними днем, и другой – ночью, чтобы указывать путь, ибо был он огненным (ср. Исх 13,21). И наконец пришли они в пустыню, по которой шли три дня (ср. Исх 15,22). И так прибыли к Иордану. Иисус Навин со священниками вошел в Иордан, неся с собой ковчег завета. И вода реки, та, которая текла сверху, остановилась стеною, а так, которая снизу, стекла, пока все не перешли посуху (ср. ИсНав 3,13-17). И взяв двенадцать камней, они воздвигли возвышение во знаменования того, что Бог позволил им перейти через Иордан (ср. ИсНав 4,5-9). И так они достигли своей отчизны, то есть Иерусалима. «Глосса»: Сыны Израиля означают христиан, которые должны оставить пустыню, то есть – этот мир, лишенный какого бы то ни было счастья. И потому должны они восстать благодаря добрым делам, а не пребывать в плохом расположении духа. Должны также последовательно развивать добродетели. И так они прибудут к Иордану, то есть доживут до смерти временной. В тот час воды, то есть невзгоды, такие как бедность и болезни, отхлынут и с той поры уже не будут нас посещать. Воды же, находящиеся выше, станут стеной, то есть смерть вечная нас уже не поглотит. Более того, мы должны иметь с собой ковчег завета, то есть Марию, в которой находится небесное питание, то есть Тело Христово, и этим хлебом мы должны подкрепляться, чтобы не познать вечный голод.

Должны мы также иметь с собой двенадцать камней, то есть двенадцать истин веры, составленные апостолами. Таким образом мы достигнем Иерусалима, то есть царства небесного, которое является отчизной всех христиан.

Должны мы также возводить очи наши к небу, ибо там находится наш сладчайший Отец, о котором мы также должны тосковать. Аллегорически это представлено в Третьей Царской Книге (1Цар 3,16-28). Читаем там, что, когда царь Соломон разрешал спор между двумя женщинами, одна из которых удушила своего ребенка, люди из его страны, услышав сколь мудрый приговор он вынес, вся страна – как читаем – жаждала его увидеть. «Глосса»: Соломон, что переводится как «податель мира», представляет Бога Отца, который смертью своего Сына примирил нас с собой. Если же люди из страны Соломона хотели его увидеть, ибо был он человеком, который получил мудрость от Бога, хотя и не полную, а только ее часть, насколько же более мы должны жаждать узреть Того, кто является нашим Отцом, хранящим для нас наследство в небе.

Но почему мы должны возводить очи наши к Нему, если Он очень высоко и далеко от нас? Верно, мы должны так делать, чтобы снискать Его милосердие, которое легко можем получить. Одним актом сокрушения о своих грехах человек ныне обретает Его милосердие. Прекрасно было это представлено на примере царя Манассии, который поубивал слуг Божьих и всех пророков, каких нашел. Оставался только пророк Исаия, которого он приказал распилить деревянной пилой. А поскольку оскорбил он Бога многими грехами, Господь послал на него несчастье: прибыл царь Вавилонский, схватил его, вверг в темницу и тяжко ему отомстил. Когда он был сломлен, возведя очи к небу, взывал, говоря: «Господи Боже, смилуйся надо мною!» Бог тотчас выслушал его молитву и освободил его из неволи. Вернувшись в Иерусалим, Манассия восстановил храм, который был разрушен, построил алтарь и принес жертвы Господу (ср. 2Пар 33,1-17). «Глосса»: Манассия представляет каждого человека, который множественными преступлениями: будь то гордыней, будь то развратом, будь то иными грехами оскорбляет Бога. И тогда прибывает царь Вавилонский, ибо Вавилон переводится «смешение», и ловит этого грешника в силки, которые расставил, и ввергает в темницу, то есть оставляет с навыком совершения грехов. Когда кто-либо такой обращается и скорбит над своими грехами, и взывает в молитве, и обещает воздаяние, тогда Бог освобождает его из этой неволи и возвращает в Иерусалим, то есть на лона святой Матери Церкви. Он, оказавшись там, должен в своем сердце соорудить алтарь и там принести Богу жертву, то есть – сокрушенный дух (ср. Пс 50,19). Тогда Бог забудет все его прегрешения и возвратит ему свою милость.

Так Он поступил с одной грешницей, у которой был весьма недоброжелательный к ней муж. Когда он возвращался из церкви, с торговой площади, из трактира, всегда ее бил. Видя, в каком трудном она положении, посоветовалась она с одной старшей женщиной, что ей делать, чтобы муж уважал ее. Та пообещала помочь. Привела ее в сарай и вызвала дьявола, который тотчас явился. Старуха сказала ему: «Эта женщина желает тебе служить, только бы ты сделал так, чтобы муж уважал ее». Дьявол сказал, что охотно это сделает, но сперва она должна убить своего единственного ребенка. Когда она это сделала, злой дух вернулся к ней и говорит: «Еще кое-что сделаешь. Отречешься от веры во Христа и помощи всех святых». Она сказала: «Отрекаюсь от всего этого и предаюсь тебе с душой и телом». А дьявол ей: «Теперь ступай спокойно в свой дом». Она вернулась довольной, а муж, придя из трактира, начал ее бить. И если до этого был он злым, то сейчас стал намного худшим. Увидев, что была обманута, женщина убежала. Когда она отошла от дома на милю, появился на ее пути дьявол под видом ее мужа, в похожей одежде, на коне и обратился к ней: «Куда спешишь, несчастная?» Она ответила: «Убегаю от тебя». А дьявол ей: «Возвращайся немедленно! Обещаю, что больше не буду тебя истязать». И она села рядом с ним на коня. Думала, что это ее муж. Когда же он подъехал к дому, тотчас исчез. Муж, вернувшись домой снова начал ее бить, как обычно. А она ему: «Но ведь ты мне сегодня обещал». Он ответил: «Что я тебе обещал?» Она на это: «Когда сегодня я убежала от тебя, ты вернул меня назад с пути». Муж, услышав, что она убегала от него, сказал: «Это не останется безнаказанным!» И начал бить ее так, что она чуть было не испустила дух. Когда полуживой лежала израненная, попросила: «Приведи мне исповедника». А муж на это: «Теперь хочет покрыть меня позором, чтобы говорили, что это я ее убил». И не позволил никому идти за исповедником. Наконец, один слуга тайком ушел и позвал каноника с Телом Христовым. Происходило это ночью. Когда священник пришел к дому, муж затворил врата и не позволил ему войти. Женщина же обратилась к стоящему возле дома, взывая: «Отче, выслушай мою исповедь». И начала кричать: «Я убила своего ребенка, отдалась дьяволу с телом и душой и отреклась от веры во Христа», и с огромным сокрушением, испустила дух. Тотчас милостивый Отец отпустил ей все грехи, то есть вернул ей свою милость, и приказал, чтобы святые ангелы принесли ее душу на небо. Увидел это ее муж, священник и все, кто туда пришли. И посему истинно должны мы возводить очи сердца к этому Отцу.

Должны мы возводить наши очи к небу также потому, что там находится наше вознаграждение за милостыни, посты, молитвы и иные благие дела. Мы слагаем все это в небесной сокровищнице и должны возводить очи нашего сердца, чтобы получить воздаяние за наши труды.

Должны мы также возводить очи наши к небу, чтобы получить помощь святых. Поэтому говорит Пророк: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь и т.д. (Пс 120,1). Это те горы, которые хранят нас от ловушек страшных врагов. Аллегорически это представлено в Книге Юдифь (7). Читаем там, что, когда Олоферн осаждал Ветилую, в которой находились сыны Израиля и не мог их захватить, позвал одного солдата и сказал: «Скажи мне, на что надеются сыны Израиля и что является их защитой, ибо не можем их захватить». А тот ответил: «сыны Израиля надеется не на копья свои, не на мечи свои, но на высоты гор своих (ср. Иудифь 7,10), и на них уповают». «Глосса»: Сыны Израиля представляют христиан, которых осаждает Олоферн, то есть дьявол, в Ветилуе, то есть в этом мире. Но он не может их ни захватить, ни разделить, ибо защищают их горы, то есть святые. О, сколь же мощной горой является святой Николай, святой Доминик или другие святые и апостолы! Но одна гора более высокая и мощная, чем все иные, это – Мария. О, скольких же спасла эта гора!

Примером тому служит один монах. Когда после тридцати лет служения Богу в ордене, он тяжко заболел и уже желал умереть, собралось над ним множество злых духов, подстерегая его душу. Когда он увидел их, начал кричать: «Горе мне, что я вообще вступил в орден. Лучше для меня было бы, если бы я был жабой, или каким-нибудь диким зверем». Братья, слыша его крик, сбежались и молились о нем. Подошел к нему его слуга и спросил: «Ах, Отче, почему ты так говоришь? Ведь ты всегда был добрым человеком. Посему повторяй, Отче, за мною: - Мария, Матерь благодати, Матерь милосердия, защищай нас от врагов и прими в смертный час». Когда монах прочел молитву и немного полежал, начал говорить: «Я рад, что некогда родился, рад, что однажды вступил в орден». Братья, услышав столь неожиданный поворот, начали спрашивать, почему он так богохульно кричал. Он ответил: «Я кричал, поскольку сошлось бесконечно много злых духов, жаждавших схватить мою душу, но, когда я прочел молитву, тотчас стала возле меня Матерь милосердия. С Её приходом исчезла вся эта толпа злых духов. Ныне же Она приглашает меня на свой пир». И так он испустил дух, спасенный от бесов. О, сколько же грешников спасла эта гора! Посему, к этой горе мы должны возводить очи нашего сердца, чтобы Ею защищенные, мы пришли к горе Божьей Хориву (ср. 1Цар 19,8), то есть к царству небесному, что сам Он да совершит, который живет и царствует, Иисус Христос. Аминь.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий