Проповедь De sanctis в день святого Августина, епископа Перегрина Опольского.
Justum deduxit Dominus per vias rectas; et ostendit illi regnum Dei (ср. Прем 10,10).
Каждый путник, несущий ценное сокровище, когда должен пройти через край, в котором много разбойников и нечасто можно избежать их, чтобы не быть ими ограбленным, раненным или даже убитым, такой путник нуждается в добром и верном проводнике. Такой проводник безопасно привел бы его на то место, к которому он стремится, и показал бы верный путь этому страннику. О, с какой бы охотой он шел бы за этим проводником и был бы послушен его указаниям.
Дорогие мои! Пока мы живем в этом мире, мы – пришельцы и странники в пути, как говорит Давид: странник я у Тебя и паломник (Пс 38,13) в чужой стране. Ибо отчизной нашей был рай, из которого из-за непослушания наших прародителей изгнали в этот мир. Пока мы живем в нем – мы в пути. Августин говорит: «Ибо каждый день мы проходим один отрезок пути либо к небесной отчизне, если мы добры, либо несемся в ад, если мы злы». Идя этим путем, мы несем драгоценное сокровище в глиняных сосудах (2Кор 4,7), а именно – наши души. Сколь ценно это сокровище, показал Христос, который пролил за него свою кровь. Но грабители стоят рядом, стараясь вырвать у нас это сокровище. Посему мы нуждаемся в верном проводнике. Показал нам его Соломон, говоря: Праведника… прямыми путями вел Господь и т.д., как бы говорил: «Этот проводник, в котором мы нуждаемся – Христос. Он вел и безопасно привел святого Августина на место, к которому он стремился, а именно – в небесную отчизну. Он был единственным проводником всех святых. Подтверждает это Давид, говоря: Кто введет меня в укрепленный город? (Пс 59,11), то есть небесный, который, как сам говорит, хорошо укреплен, ибо – как говорят – защищен от врагов. И потому мы, будучи пришельцами, ищем этого проводника, чтобы нас не ограбили разбойники, то есть злые духи. Но посмотрим, каким образом можно Его найти. Верно, с помощью праведности или святости, как говорит Соломон: Праведного… вел Господь. Ибо неправых ведет дьявол и приводит не в небесное отечество, а в ад.
В этих словах мы можем заметить три правды. Во-первых, кем является проводник: он – Бог, и поэтому представлен тем огненным столпом, который вел сынов Израиля и указывал им путь, пока они не прибыли в землю обетованную (ср. Исх 13,21-22). Во-вторых, кто тот, которого проводник должен вести: это правый, то есть святой. И таковым был святой Августин. Его святость проявляется в четырех вещах. Во-первых, в совершенном обращении к Богу; во-вторых, в искреннем исповедании своих грехов; в-третьих, в милосердии к убогим; в-четвертых, в чудотворении.
Во-первых, говорю, его святость видно в совершенном обращении к Богу. Поэтому читаем о нем, что был он неверующим, но благодаря слезам своей матери и молитвам, которые она ежедневно возносила о нем, чтобы перед своей смертью могла увидеть, что он стал христианином, а также под влиянием учения святого Амвросия, обратился и принял крещение. А когда он окрестился, святой Амвросий воспел: «Тебя, Боже, славим», а святой Августин ответил: «Тебя, Господи, прославляем». И таким образом они оба, попеременно один за другим составили этот гимн. Он столь ревностно обратился, что после крещения и до самой смерти никогда не совершил ни одного прегрешения. Непрерывно только проповедовал слово Божье и вел словесные споры с еретиками, которые явно говорили между собой, что не будет грехом убийство Августина. Говорили, что следует убить его как волка. Переносил он с их стороны множество угроз. Когда однажды он шел по дороге, сделали на него засаду, но благодаря тому, что Бог ему помог, не смогли его схватить. И поэтому Бернард называет его молотом еретиков.
Во-вторых, его святость видно в искреннем исповедании грехов. Ибо он не стыдился исповедовать свои грехи перед всем миром. Написал он книгу об этой исповеди, в которой сам признается в своих грехах. Признается даже в том, что мы не считаем грехом. Ибо обвиняет себя в том, что, когда был отроком, играл в мяч, а также, что охотно слушал рассказы поэтов и читал их. Обвиняет себя также в том, что охотно смотрел на пса, который гнался за зайцем. Немного сейчас подобных Августину, которые таким образом исповедовались бы в своих грехах.
В-третьих, его святость видим в милосердии, которое он оказывал убогим. Читаем о нем, что он всегда помнил об убогих и щедро давал им из того, что сам имел. Даже, чтобы иметь для бедных и пленников, иногда приказывал разбивать золотые и серебряные сосуды, расплавлять их и раздавать убогим и нуждающимся.
В-четвертых, его святость была видно в творении чудес. Читаем о нем, что один маркграф держал в заточении некоторых жителей Павии. Им отказали в каком бы то ни было питии, чтобы выудить у них как можно больше денег. Многие из них уже испустили дух. Был же тогда среди них один юноша, часто молившийся к святому Августину, и призывал его помощи. Тогда около полуночи явился этому юноше святой Августин и взяв его за руку, привел к реке. Там, пальцем, который окунул в воду, он охладил его язык, чтобы уже не хотелось пить даже сладких напитков.
Настоятель одной церкви весьма уповал на святого Августина. Как-то он тяжко захворал и уже не вставал с одра. Когда же приближалось торжество святого Августина и в его вигилию уже звонили на вечернюю, со всем рвением он начал в молитве вверять себя святому Августину. Тот явился ему в белых ризах и сказал ему: «Вот, прихожу, поскольку ты столь часто призывал меня. Вставай быстро и отслужи в мою честь вечернюю». И настоятель встал здоровым. Немало удивив всех, он вошел в церковь и благочестиво отправил богослужение.
В одном монастыре в Бургундии жил один монах по имени Гуго. Был он весьма предан святому Августину и с небывалым рвением изучал его творения. Часто также просил его в молитвах, чтобы позволил ему не позволил ему уйти из этой жизни в какой-либо иной день, чем в его святейшее торжество. И так, пятнадцать дней перед праздником Августина этот монах начал чувствовать столь острую лихорадку, что в вигилию праздника его положили на полу, как умирающего. И вот, в упомянутый монастырь вошло в процессии множество прекрасных сияющих мужей в белых ризах. С ними шел какой-то достойный муж, отличающийся епископским одеянием. Некий монах, который находился в церкви, изумился, увидев это и начал спрашивать, что тут происходит и куда они идут. Один из них ответил ему, что это святой Августин со своими канониками спешат к своему умирающему почитателю, чтобы взять его душу в царство славы. Далее эта достойная процессия вошла в лазарет. Когда там на какое-то время задержалась, та святая душу была освобождена из узилища. Сладостный друг сохранил ее от вражеских ловушек и ввел в небесную радость.
Когда одна женщина терпела обиды со стороны каких-то зловредных людей, пошла к святому Августину, чтобы молить его о совете в этом деле. Застала его погруженным в работу. С почтением она приветствовала его, но он не взглянул на нее и ничего ей не ответил. Она, думая, что из-за своей великой святости он не хочет смотреть на женское лицо, подошла ближе и подробно представила свою проблему. Но он не повернулся к ней и не дал никакого ответа. Тогда она ушла опечаленная. На следующий день святой Августин служил мессу, и эта женщина участвовала в ней. При возношении Тела Христового она впала в восхищение и увидела себя пред трибуналом Святейшей Троицы. Увидела там также святого Августина, как с опущенной головой с большим вниманием и с большой проницательностью спорил о славе Святой Троицы. И услышала голос, говорящий ей: «Когда ты пришла к святому Августину, он с таким самым вниманием рассуждал о славе Святой Троицы и совершенно не заметил, что ты там была. Но вернись к нему без страха, ибо он примет тебя милостиво, и ты получишь спасительный совет». Когда она так поступила, Августин выслушал ее благосклонно и дал спасительный совет.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий