Праведник вовеки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле

8/29/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в праздник Усекновения Главы святого Иоанна Крестителя Перегрина Опольского.

Justus in aeternum non commovebitur, impii autem non habitabunt super terram (Притч 10,30).

В словах сегодняшнего чтения выражена святость, какой святой Иоанн Креститель отличался на этом свете, и то, что заслуживает он имя праведника. Во-вторых, выражено состояние вины его гонителей, а именно в том, что они названы нечестивыми. В-третьих, в словах: во веки не поколеблется – описана награда, которую именно сегодня он получил от Христа. В-четвертых, описана величина наказания его гонителей в словах: не поживут на земле, естественно – земле живых, о чем повествует псалом: я верую, что увижу благость Господа на земле живых (Пс 26,13). Будут же они жить в земле бесплодной и темной.

Если речь идет о первом, то заметь, что состояние освящения святого Иоанна, то есть сохранение им жизни в добродетелях, проявляется во многих чертах. Во-первых, в его полном целомудрии, которое он сохранил до самой смерти. Во-вторых, в его вере. Кто же когда бы то ни было, верил более, чем святой Иоанн, который собственным пальцем указал своего Спасителя, говоря: Вот Агнец Божий, берущий грехи мира (ср. Ин 1,29). В-третьих, в том, что он избегал грехов. Поэтому, еще будучи юношей, ушел в пустынное место (ср. Лк 1,80), чтобы там мог лучше беречься грехов. В-четвертых, в том, что избегал чревоугодия. Читаем о нем, что он никогда не употреблял ни вина, ни чего бы то ни было, чем мог бы упиться. В-пятых, проявляется в его отваге. Ибо не ощущал он никакого страха, когда порицал царя Ирода. Тогда он говорил: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк 6,18). И таким образом ясно видна его святость.

Далее, в словах: во веки не поколеблется, речь идет о награде, которую он получил за свои добродетели. Ибо многочисленно то, что колеблет человека в этом мире, например бедность, болезни, душевные переживания, страх, ибо человек не ведает, достоин ли он ненависти или любви. Но все это святого Иоанна не колебало, ибо он избегал всего этого согласно словам: отрет Бог всякую слезу с очей святых, и не будет уже более ни печали, ни горя, ни смерти не будет (ср. Откр 21,4), но все достигнут жизни вечной. Этой жизни достиг сегодня святой Иоанн в смерти временной, ибо сегодня был он казнен. Поэтому сегодняшнее торжество называется Усекновение. А произошло это следующим образом.

Читаем, что, когда Ирод Антипа отправлялся в путь в Рим, заехал по пути в страну своего брата Филиппа и пришел к соглашению с Иродиадой, женой своего брата, что после возвращения удалит свою жену и возьмет в жены Иродиаду. И так поступил. Тогда святой Иоанн настойчиво его в том порицал. Ирод, видя, что Иоанн его обвиняет, хотел лишить его свободы и заключил в темницу. Но не имел смелости убить его, ибо боялся народа, который любил Иоанна. Однако же Ирод и Иродиада жаждали найти какой-нибудь повод, чтобы убить Иоанна. Договорились они тайно между собой, что Ирод будет торжественно праздновать свой день рождения с вельможами и рыцарями, и что под клятвой скажет, что танцующая девица, дочь Иродиады, получит от него все, что попросит. То же, что она должна будет просить, скажет ей мать. И так ради клятвы будет он вынужден дать то, о чем девица попросит. Когда устроили пир, девица начала танцевать и этим угодила всем. Сказал ей царь: проси, чего пожелаешь, и дам тебе, даже половину своего царства. Клянусь тебе, что чего бы не попросила, дам тебе. Тогда она сказала по распоряжению матери: Дай мне голову Иоанна. Он тотчас же послал палача, приказал отрубить Иоанну голову и подать ее девице, а она отдала матери своей (ср. Мк 6,17-28; Мф 14,2-12). Ученики же похоронили тело Иоанна в городе Себасте, между Елисеем и Авдием. А когда у гробницы происходили множественные чудеса, по приказу Юлиана Отступника язычники извлекли из гробницы его кости и сожгли их огнем, превратили в прах и рассеяли по полях. И так он как бы второй раз претерпел мученичество. Посему этот праздник имеет также название: Сожжение Костей Святого Иоанна.

Одному мужу, известному своей святостью – как повествует Григорий в Диалогах – а имя ему было Санктул, передали под стражу одного дьякона, взятого Лангобардами в неволю. Пригрозили ему, что, если дьякон сбежит, он сам будет вместо него приговорен к смерти. Упомянутый Санктул склонил дьякона, чтобы убежал и спасся. По этой причине Санктул был приговорен к казни. Выбрали для этой цели сильного палача, относительно которого не было сомнения, что одним ударом отсечет ему голову. Когда палач занес меч, дьякон, с вытянутой уже шеей быстро произнес: «Святой Иоанн, поддержи меня и прими мою душу!» И тогда занесенная рука гонителя замерла вверху и меч не опустился. Палач пообещал под присягой, что в будущем не поразит ни одного христианина. Муж Божий помолился за него и тотчас рука его опустилась.

Дальнейшие слова: нечестивые же не поживут на земле. Описывают они кару, которая постигла гонителей святого Иоанна. А гонителей этих было трое, а именно: Ирод, его жена Иродиада и дочь Иродиады. Ибо Ирод был приговорен к изгнанию и умер от голода. Иродиада же тотчас испустила дух, когда, держа в руке голову Иоанна с насмешкой забавлялась с нею, а голова по воле Божьей дыхнула ей в лицо. Ее дочь, как подают летописи, поглотила земля. Всех же их поглотила преисподняя.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий