Проповедь De sanctis в праздник Престола святого Петра Перегрина Опольского.
Domine, exaltasti super terram habitationem meam (ср. Сир 51,13 Вульгата)
Слова эти справедливо мог произнести святой Петр, который сегодня как бы был возведен на престол и поэтому сегодняшний праздник называется праздником Престола св. Петра, ибо в память об этом возвышении он был установлен. Ибо когда святой Петр, проповедуя слово Божье, приближался к Антиохии, все из этого города вышли навстречу нему босиком, во вретищах, посыпая головы пеплом и совершая покаяние. Также сказали ему, что многие вместе с чернокнижником Симоном сговорились против него. Петр же, видя их покаяние, благодарил Бога. Тогда привели к Петру всех больных и одержимых дьяволом. Когда Петр приказал их поставить пред собой и молился о них, явился необычайный свет и все тотчас же были исцелены. Посему подбежали к нему и целовали его ноги. Тогда то, в течение семи дней было окрещено более чем десять тысяч людей.
Когда узнал об этом Теофил, префект этого города, сказал Петру: «Зачем ты баламутишь народ?» Когда же Петр проповедал ему веру Христову, тот приказал схватить его и держать без еды и питья. Святой Павел, услышав о заключении св. Петра, пришел к Теофилу, сказав, что он знаток многих искусств. Теофил попросил его остаться при его дворе. Потом Павел тайно вошел в темницу к Петру и видя, что он уже почти мертв, начал рыдать. И обнял его, и сказал: «О, Петр, брат мой! Пусть по моей молитве к тебе вернуться силы!» Тогда Петр, открыв очи и узнав Павла, также начал плакать и не мог ему ничего сказать. Тогда Павел с трудом открыл его уста и вложив ему пищу, подкрепил его. Потом они бросились друг другу в объятья и горько плакали. Потом Павел отправился к Теофилу и сказал: «О благой Теофил, тебе приличествует быть учтивым! Зачем ты пятнаешь свое доброе имя? Взгляни, что ты сделал с другом Бога. Держишь его в темнице, а он мог бы тебе помочь, ибо как говорят о нем люди, он исцеляет больных и воскрешает умерших». А Теофил ответил: «Это сказки, Павел! Если он воскрешает умерших, то пусть воскресит моего сына, который умер уже четырнадцать лет назад. Тогда я отпущу его».
Тогда Павел отправился к Петру и рассказал ему, как он пообещал Теофилу воскресить сына префекта. Петр же ответил: «Павел, ты пообещал трудное, но легкое благодаря силе Божьей». Тогда то, когда Петра вывели из темницы и когда он молился об умершем, открылась гробница и мертвый тотчас воскрес. Тогда Теофил и весь люд Антиохии уверовали в Господа и построили церковь, в центре которой поместили высокий епископский трон и посадили на нем Петра, чтобы все могли его видеть и слышать. Пребывал там Петр семь лет, а потом еще двадцать пять лет исполнял служение епископа в соборе в Риме. И поэтому справедливо мог он сказать: Ты вознес на земле жилище мое, а в этих словах выразил восхищение благости Бога оказанной его особе и возблагодарил Бога.
На земле короли и князья обычно возносят своих выдающихся подданных, делая их воеводами или каштелянами. Также жители городов обычно возвышают людей богатых, назначая их заседателями и начальниками граждан. Также епископы имеют обычай возвышать в церквях людей образованных, делая их канониками и архидиаконами. Но Христос не обращает на это внимания, ибо нет лицеприятия у Бога (Рим 2,11). И в этом заключается Его великая благость. Оказал Он ее также Петру, которого несмотря на то, что он был человеком низкого происхождения и простым, возвысил и соделал первым среди апостолов, а также главой всего мира.
Поэтому, когда король или император должен быть коронован, во знаменование своего великого достоинства кладет корону под своей стопой, и делают так также все его преемники. Хотя Петр был беден, Бог сделал его богатым, ибо все богатства будут ему служить. Хоть он был рыбаком и человеком необразованным, соделал его учителем и пастырем всей Церкви, поэтому он – епископ всех епископов.
Поэтому особа Иосифа представляет Петра, ибо Иосиф был возвышен над всем Египетским Царством. Говорил он своим братьям, когда их посылал, чтобы привели к нему отца: чтобы возвысил меня так, как вы теперь видите (Быт 50,20 Вульгата). Иосиф, которому было вверено Египетское Царство, представляет святого Петра, которому была вверена вся воинствующая Церковь, чтобы он руководил нею и охранял ее. Поэтому Петр мог бы сказать: «Господь, возвысил меня, как сами уже теперь видите». Но мог бы кто-либо сказать, чем святой Петр заслужил такое возвышение, и не только на этом свете. Ибо будет он возвышен также в будущем, когда воссядет на престоле, судить с Христом весь мир. Когда грешники начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (Лк 23,30), когда нагие цари будут дрожать, тогда он будет смеяться и будет судить весь мир. Великое это будет возвышение! Воистину, заслужил он этого по трем причинам. А именно: послушанием, покаянием и любовью, которую питал ко Христу.
Его послушание видим тогда, когда Христос сказал ему и его брату: Идите за мной… и они, тотчас оставив сети и все, что имели, последовали за Господом (ср. Мф 4,19-20; Мк 1,17-18). Петр не сказал: «Подожди, Господи, я сначала продам сети» или «Подожди, Господи, пока я не состарюсь», но тотчас пошел за Господом.
Также видим его сокрушение, продолжающееся с того момента, когда он отрекся от Христа, до самого момента его смерти, всегда, когда он вспоминал, что отрекся от Христа. Поэтому также постоянно носил с собой полотно, которым вытирал глаза.
Также любовь, которую он питал к Господу, была явлена тогда, когда в Великую Пятницу иудеи вышли, чтобы схватить Христа и бросились на него. Тогда Петр тотчас выхватил меч и отрубил ухо у одного из них, желая отомстить за своего Господа.
О его любви свидетельствует также следующее событие. Однажды Христос стоял у морского берега, а Петр был в лодке вместе с другими апостолами. Когда он увидел Господа, от сильной любви не мог дождаться пока лодка прибьет к берегу, но подкатив одежды, бросился в воду и поплыл к Господу, в то время как остальные ученики приплыли на лодке.
Посему и мы, если хотим быть вознесенными в будущей жизни, будем стараться подражать Петру в этих трех добродетелях.
Возвысил его Господь, также дав ему силу творения чудес. (Здесь можешь описать, сколько хочешь чудес).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий