Проповедь De sanctis в день святого Матфия, апостола Перегрина Опольского.
Tu Domine, qui corda nosti omnium (Деян 1,24)
Сегодня Церковь говорит о двух особах: об Иуде, который был лишен почетного достоинства из-за своего предательства, и о святом Матфии, который был возведен к апостольскому достоинству благодаря своей святости. Ибо когда в период между Вознесением Господним и Сошествием Святого Духа апостолы собрались в одном доме, Петр заметил, что число апостолов уменьшилось, он сказал: «Братья, мы должны вместо Иуды выбрать кого-то, кто будет вместе с нами свидетельствовать о воскресении Христа, ибо Господь сказал нам: будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли (Деян 1,8). А поскольку никто иной не может давать свидетельство, как только тот, кто сам видел и слышал, поэтому мы должны выбрать одного из тех мужей, которые всегда были с нами и видели все чудеса Христа, а также слышали Его учение». И выбрали двоих среди семидесяти двух учеников, а именно Иосифа, родственника Господа, брата Иакова, Симона и Иуды, а также второго – Матфия (ср. Деян 1,23). И помолились, и сказали: Ты, Господи, который знаешь сердца всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал, чтобы получил место…, которое оставил Иуда. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (ср. Деян 1,24-26).
Слова эти свидетельствуют о том, что Господь знает людские сердца. Воистину, знает Он, доброе ли, злое ли сердце человека, знает, твердое ли оно, пустое или разбитое.
Сердце твердое – это такое сердце, которое не в состоянии тронуть ни страх пред адом, ни любовь к царству небесному. Такое сердце было у дьявола, о котором сказано в Книге Иова: Сердце его твердо, как камень (Иов 41,15). Такие сердца у всех тех, кто зачерствел в грехах.
Такое сердце было у одного рыцаря, который издавна пребывал во грехах. Когда во время болезни лежал в своем доме, явилось к нему множество злых духов, требующих его душу. Когда рыцарь увидел их, начал кричать: «Горе мне, что я появился на свет!». Услышав это, жена и его слуги сказали: «О господин, что вы говорите? Перекреститесь и исповедайте свои грехи». А он ответил: «Не могу, ибо дракон проглотил мою голову и связал огненной цепью мои руки». На это жена и его слуги сказали: «Тогда хотя бы возбуди сокрушение в сердце!» Он же ответил: «Мое сердце не может чувствовать сокрушение, ибо ощущаю, что оно твердо как камень». И так он испустил дух. А посему твердое сердце ведет к плохому концу. Сердцу твердому плохо будет в конце (Сир 3,27 Вульгата). А почему плохо? Воистину, потому что получит удар молота всей земли, то есть дьявола, ибо будут быть его молотом, как представлено в Книге Притчей: Готовы для кощунствующих суды, и молоты — на тела глупых (19,29). И так, некто видел, что в аду черти, взяв тысячу сто душ не раскаленную наковальню, били в них молотами, выковали из них один шар, который потом ввергли в огонь. У таких людей сердца тверже камня. Читаем, что диамант никто не может сокрушить, разве что смажут его кровью козла. Сердца тверже диаманта у тех, сердца которых не может смягчит кровь Христа. Такое сердце было у Иуды, и потому он плохо кончил.
Господь распознает также пустые сердца. Псалом гласит: сердце их суетно (5,10). Посему таково сердце, в котором нет ни доброй мысли, ни доброго вздоха, ни доброго намерения, ни добрых дел, но все оно погружено в богатствах и заботах мира сего. Такие сердца имели неразумные девы, у которых были светильники, то есть пустые сердца, то есть без добрых дел (ср. Мф 25,2). Посему также и пред ними будут затворены врата небес.
Господь распознает также разбитые сердца. Сердце глупого подобно разбитому сосуду (Сир 21,17). Сердца подобные разбитым сосудам имеют все те, которые хот иногда намеряются сделать что-либо хорошее, но тотчас выбрасывают это намерение из сердца и не делают того, что собирались. Таковые, хотя и слушают проповедников, но не следуют их учению, ибо их сердца разбиты; через одно ухо входит в них учение, а через другое выходит. В такие сердца Господь не вливает вино своей благодати, так как корчмарь не вливает вино в разбитый сосуд. Точно так Бог знает и злые сердца.
Бог познает также сердца добрые. Добрым называет сердце чистое, правое и новое. О чистом сердце говорит Псалом: Сердце чистое (mundum) сотвори во мне, Боже! (50,12). Такие сердца имеют те, кто никогда не согрешил. Таковы блаженны и узрят Бога.
О втором, а именно о правом сердце, сказано: Как благ Бог к Израилю, к тем, сердце которых право (recto)! (Пс 72,1). Господь потому хочет иметь наши сердце, чтобы мог войти в него как законный господин. Ибо кривые ножны не могут принять прямой меч, так как будут ним рассечены.
О новым сердце речь идет в Книге Иезекиила: сотворите себе новое (novum) сердце! (18,31). Такие сердца имеют все те, кто хоть и совершили смертный грех, все-же сотворили покаяние и таким образом обновились, отложив ветхого человека (Эф 4,22), то есть злые поступки. Подобно делает змей, когда сбрасывает кожу.
Подобно тому, как Господь распознал твердое и злое сердце Иуды, распознал также правое, новое и чистое сердце Матфия. Поэтому Иуда ушел с почетного поста, конечно – в преисподнюю, по семи ступенях.
Первой ступенью была кража, ибо сказано у Иоанна: был он вор, и имея при себе ящик, носил, что туда опускали (Ин 12,6). Иероним, независимо от этого говорит: «Ибо разбой является кражей, обман Церкви Божьей является святотатством, но взять то, что было предназначено для раздавания убогим и нуждающимся – превышает жестокость всех грабителей». Второй ступенью была зависть. Ибо когда Мария Магдалина вылила на голову Христа ценный елей, Иуда смотрел на это кривым глазом, говоря: к чему сия трата мира? (Мк 14,5). Третьей ступенью было предательство. Иуда сказал иудеям: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф 26,15). Четвертой ступенью было лицемерие. Иуда сказал: кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его! (Мф 26,48). Пятой ступенью было отчаяние. Иуда сказал: согрешил я, предав кровь невинную (Мф 27,4). Шестой ступенью была неверность. Господь сказал: опустивший со Мною руку в блюдо, то есть в чашу, тот предаст Меня (Мф 26,23). Страшна была неверность Иуды. Ибо он предал Того, чей хлеб ел. Седьмой ступенью было самоубийство; ибо он повесился на веревке и поэтому его достоинство епископа, то есть достоинство апостола получил другой, а именно Матфий, который ради своей святости был выбран к апостольскому достоинству.
Эту святость Матфия засвидетельствовало небо, злые духи, чудеса, которые сотворил, засвидетельствовал наконец сам Христос. Так, засвидетельствовало ее небо. Когда апостолы колебались, кого должны избрать на место Иуды, вот с небес силой Божьей был послан на Матфия свет, который указывал, что именно его следует призвать к апостольству. Об этом пишет святой Дионисий.
Святость его засвидетельствовали также злые духи, что было явлено тогда, когда он проповедовал слово Божье в Македонии. Дьявол, завидуя ему, что обращает он людей в христианскую веру, так сильно возмутил против него народ, что они связали Матфию руки за спиной и ввергли его в темницу. Там явились ему скрежещущие зубами злые духи. Однако, по причине его святости они не решались и не могли к нему приблизиться.
Засвидетельствовали его святость также чудеса. Когда он проповедовал веру Христову в той же Македонии, дали ему испить какой-то отравленный напиток, который он во имя Христа выпил и не потерпел никакого урона. Уча же в Иудее, он возвращал зрение слепым, очищал прокаженных, возвращал жизнь умершим.
Святость Матфия засвидетельствовал также сам Христос. Говорит об этом тот факт, что, когда он был в темнице, Господь прибыл к нему и ярком сиянии, поднял его с земли, освободил от уз и, сладко подкрепив, отворил пред ним двери темницы. Матфий выйдя, далее проповедовал слово Божье. Зачерствевшие же в злости побили его камнями. Эти камни святой Матфий приказал похоронить с ним как свидетельство. После побития камнями ему отрубили топором голову. И так, с руками, вознесенными к небу, он отдал душу Богу.
Святость его засвидетельствовала также земля. Ибо когда он вышел из темницы и проповедовал слово Божье, а некоторые насмехались над ним, земля разверзлась и многих поглотила, так что живыми они пали в ад. Другие же, увидев чудо, обратились в веру.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий