Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «VESPERUS» (Вечерняя звезда) образ св. Доминика в представлении братьев в XIII веке, ІІІ. Элементы образа св. Доминика, 3.
Легко заметить, что образ Доминика является не столько историческим, сколько сознательно вписан в историю, историю мира. Как мы уже сказали, даже антифоны из молитвенного оффиция указывают на заботу об универсализме Доминика и его основанного им Ордена на оси времени.
Иоахим Флорский в начале XIII не был единственным человеком, который был склонен трактовать бурные события своей эпохи как проявление апокалиптических перемен мира, особенно как возвещение его конца. Люди и в Париже, и в Италии были в первой декаде этого века особенно скоры относительно таких размышлений, когда шла речь о шокирующих переменах, которые происходили в то время в Церкви, империи, в городах и в университетах. Мы говорили об этом ранее. Некоторые из булл Гонория III (1220-1221), некоторые размышления в письмах Иордана Саксонского (1220) и е его Libellus (1233), булла о канонизации св. Доминика, выданная папой Григорием IX (1234), антифоны из оффиция Петра Ферранда (1235-1236) и его Легенда (1235-1239), принятая дословно Гумбертом Романским в его окончательной версии Легенды – как только начинают затрагивать тему ордена св. Доминика, а особенно его начал, спонтанно вписывают его в наиболее широкой и наиболее драматичной перспективе истории христианства. Примером того является пролог к окончательной версии Легенды Гумберта Романского: «Бог, некогда многократно и многообразно (ср. Евр 1,1) приглашал избранных на свой пир в вечности, в конце, в наше время, то есть в одиннадцатом часу, послал своего слугу, сказать приглашенным, чтобы пришли, поскольку все уже готово (Лк 14,7). Этим слугой, согласно мысли св. Григория, является Орден Проповедников, который следует послать в последние времена мира, чтобы пробудил людей пред обличьем неизбежно приближающегося Судии. Святое Писание столь ясно указывает, что Орден Проповедников придет, посланный на закате времен! Послал он – говорит – своего слугу в час пира. Час пира – это конец света. Мы являемся его провозвестниками (1Кор 10,11). В час этого пира, то есть в последнее время (novissimis) послан был новый (novus) орден. Новый в своем основании, старый из-за серьезности. Новый, или лучше – последний (novissimis) во временном измерении, но первый согласно своему заданию. Наняты же были работники в виноградник с договором о динарии (Мф 20,2) с раннего утра, потом в третий, шестой и девятый час. Остается еще одиннадцатый, а скорее уже пробил, поскольку множится число работников. Это Проповедники, орден которых подготовила Божья Премудрость против опасностей последних (novissimorum) времен, чтобы умножили оставшихся свидетелей пред обличьем приближающегося Суда … Они как сильные пегие (черно-белые) кони из последней колесницы Захарии, выбегающие из ущелья между двух медных гор, чтобы обойти всю землю (Зах 6,1-3) …»
«Первое чтение. Блаженный Доминик был предводителем (dux) и полным славы отцом этого ордена. Когда приближался конец света, воссиял он как новая звезда, прибывающая из околиц Испании. Следовало, чтобы Тот, кто в свое время создал денницу (Звезду Утреннюю), приказал взойти над сынами земли на склоне дня Звезде Вечерней (Vesperus). Как Иоанн Креститель подобный деннице, которая предвещает восход солнца, предвещал приход Спасителя, так наш Святой, Доминик, принимая посланничество Вечерней Звезды, предвещает, как верим, приближающийся Суд».
Vesperus – Звезда Вечерняя, светящая на закате мира, предвестник второго пришествия Христа, пророческий свидетель, посланный in extremis, чтобы обратить людей пред приходом Страшного Суда – это образ из самых старых икон Доминика, тот самый, который существовал в литургии его праздника со времен Петра Ферранда (1235-1236):
Vir vere totus celicus
preclara lux Dominicus
stelle signum vespertine
pretulit sub mundi fine
Муж воистину полностью небесный (божественный)
прекрасный светоч, Доминик,
символ Звезды Вечерней
указал в конце мира
Или же:
Sicut ortum magne lucis
Jesu Christi nostril ducis
Lucifer Johannes antecessit
Sic et noctem tenebrarum
in peccatis antiquarum
Vesperus Dominicus oppressit.
Как восход великого светила
нашего вождя Христа Иисуса
предварил Иоанн – Денница
Так и ночь давней темени
что стала последствием грехов
рассеял Доминик – Звезда Вечерняя.
И в окончательной редакции литургии (1242):
Vergente mundi vespere
novum sidus exoritur
et clausis culpae carcere
praeco salutis mittitur.
Когда солнце мира заходит
восходит новая звезда,
заточенным в узилище греха
посылает вестника спасения.
Эсхатологический образ является, однако, таким ярким, как тот, который использовали Братья Минориты, прославляя св. Франциска как «Ангела шестой печати». Он растворяется в общем образе Проповедника. Это мы уже заметили. Все: эпитеты Доминика, находящиеся в антифонах, гимнах или в легенде – работник последнего часа, герольд, посланный созывать на пир Агнца, свидетель близкого конца света, последний проповедник спасения – за исключением самого титула Vesperus, в прологе Легенды было отнесено также и ко всему ордену.
Этот образ весьма убедителен. Использовал его около 1224 года Иоанн Тевтонский, чтобы показать одному цистерцианцу, что это к Ордену Проповедников относится пророчество, гласящее о последней колеснице из Книги Захарии. Также Раймунд де Фога, бывший провинциал и епископ Тулузы, выбрал этот образ, чтобы представить будущее Проповедников в этом городе. В конце XIV века будет использовать его Викентий Ферреро, чтобы украсить его апокалиптическим сиянием свое пророческое проповедничество. Достоин внимания факт, что Жерар де Фрашет, более-менее во времена возникновения этого образа (1256-1260), избегал прямых эсхатологических ассоциаций, развивая в первой части своих Vitae Fratrum мотив Проповедников, посланных Христом при заступничестве Матери Божьей, в качестве последнего напоминания перед грозящим наказанием. 1256-1260 года были отмечены спором светских магистров с мендикантами. Проповедники не позволили оттеснить себя на обочину через иохимизм и не поддались тем, кто обвинял их, что именно они являются «опасностью последних времен». Если речь идет о Вечерней Звезде, Vesperus, то в иконографии она вскоре передвинется на голову св. Доминика. В этом месте изобразили ее около 1312 года на одной из миниатюр градуала из монастыря св. Екатерины (St. Katharinental), в то время как на одном из наистарейших примеров орденского герба, более раннего, чем герб в виде плаща, она нашла свое место на верхней оконечности щита, сверху белая, снизу черная. С этого времени звезда идентичная со звездой на челе, которая как мы уже говорили, имеет совершенно иное значение.
Если это эсхатологическое украшение раз и навсегда уберем с лица Доминика, как чересчур связанное с ранней историей ордена, образ основателя в представлении его братьев будет выражать две аутентичные исторические черты, представляющие Доминика в истинном свете. С одной стороны, подчеркивает факт, что его историческая роль неразрывно связана с ролью ордена, который он основал. С другой же стороны то, что правда о его особе и святости является только в перспективе всей истории Церкви и мира. Давая Церкви новый пастырский инструмент, проповедническую сеть, параллельную епархиально-приходской сети, оживленную евангелическим рвением духовных, Доминик внес свой серьезный вклад в обновление евангелизации мира в XIII веке.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий